Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Самария

(ןורמש; Шомерон; по-арамейски: ןירמש Schâmerajin — Эзр., 4, 10, 17; по-ассир. Samerina; по-греч. Σαμάρεια, по-лат. Samaria; последняя форма перешла в европ. языки) — главный город Израильского царства. Согласно Библии, город этот был основан царем Омри (см.) на купленной им y некоего Шемера горе и назван им Шомерон по имени бывшего собственника горы (I Цар., 16, 24). Новый город Омри избрал столицей взамен прежней, Тирцы. Холм, на котором С. была расположена, поднимается ок. 443 м над уровнем моря и около 100 м над широкой (2 часа пути) плодоносной долиной; Исаия поэтому называет С.: "гордая корона Эфраима, увядший цветок его пышной красоты, что высится на вершине среди тучной долины" (Исаия, 28, 1). Окружающие долину горы ("горы Шомерона", Ам., 3, 9) выше этого холма; с них можно было видеть, что делается в городе (Ам., ib.). Пророки часто сопоставляют С., как столицу Северного царства, с Иерусалимом, столицей царства иудейского. "Дом слоновой кости" (т. е. дворец, разукрашенный внутри орнаментами из слоновой кости), построенный царем Ахабом (I Цар., 22, 39), вероятно, находился в С. В этой столице находилась усыпальница царей израильских, начиная с династии Омри (1 Цар., 16, 28; 22, 37; II Цар., 10, 35 и др.). Впрочем, С. была не только политическим центром, но и религиозным. Здесь Ахаб построил храм богу Баалу и воздвиг ашеру. Храм стоял в особом квартале, который назывался "город дома Баала" (II Цар., 10, 25). С храмом была соединена школа Бааловых пророков (I Цар., 18, 19; Иерем., 23, 13). Но и пророки Бога израильского проживали в Самарии; уже пророк Илия развил свою деятельность в этой столице (I Цар., 18, 2); его ученик и преемник Элиша имел здесь свое постоянное местожительство (II Цар., 2, 25; 5, 3). Также и пророк Гошеа, по всей вероятности, проповедовал в С. — История города С. тесно связана с историей всего Северного царства. Вскоре, по-видимому, по своем возникновении С. была осаждена арамейским царем Бен-Гададом I, заставившим евреев устроить для арамейцев особые рынки в С. (I Цар., 20, 34). При Ахабе ее осаждал Бен-Гадад II, при Иораме — Бен-Гадад III (I Цар., 20; II Цар., 6, 24 и сл.). При царе Гошее С. выдержала 3-летнюю осаду ассирийского войска Салманассара IV, наконец была взята Саргоном II (в 722 г.). Город подвергся, вероятно, разгрому, но не был разрушен (ср. Иерем., 41, 5), напротив того, вскоре С. была заселена переселенцами из месопотамских и вавилонских городов (см. Самаритяне). В персидский период С., по-видимому, была политическим центром Северной Палестины, как Сихем — духовным (ср. Эзр., 4, 10, 17). В наказание за то, что жители С. убили начальника Келесирии, Андромаха, Александр (в 331 г.) послал туда сирийско-македонских поселенцев. Птолемей Лаги срыл ее укрепления в 312 г., a Деметрий Полиоркет в 296 г. разрушил ее. Тем не менее, она, по-видимому, скоро опять возродилась и окрепла; это видно из того, что Иоанну Гиркану удалось завоевать и разрушить ее (в 110 г.) только после осады, продолжавшейся целый год (Флав., "Древн.", ХIII, 10, 2 и сл.; "Войн.", I, 2, 7; см. соотв. статью). Вскоре она опять была восстановлена. Во время Александра Янная она была вновь отстроена. Помпей (в 63 г. до хр. эры) оторвал ее от иудейских владений и присоединил к Сирийской провинции, Габиний укрепил ее вновь. Последняя эпоха расцвета С. наступила в царствование Ирода Великого, который расширил ее, укрепил и украсил; особенным великолепием отличался храм, посвященный Иродом Августу. Город занимал тогда площадь в 20 стадий (3½ версты; "Древн.", XV, 8, 5; "Войн.", I, 21, 2). В честь римского императора Августа, подарившего ему (в 30 г. до хр. эры) этот город, Ирод назвал его (в 27 г.) Sebaste (достойная благоговения, то же что Augusta по-лат.), название, которое сохранилось поныне (в форме Sebastîje). После смерти Ирода С. досталась Архелаю; после ссылки последнего она подпала власти римских прокураторов. Только короткое время она принадлежала иудейскому царю Ироду-Агриппе I. Прежнего значения С. уже более не достигала, Евсевий (4 век) называет С. "городком", Вениамин Тудельский говорит в своем "Путешествии", что в его время в Себасте (תשבש) евреев не было (см. ןימינב ׳ר תועםמ, изд. Grünhut'a, 1904 г. 29). Нынешняя Sebastîje (2½ часа пути к сев.-зап. от Сихема) представляет собою село с населением ок. 1000 ч. Многочисленные руины свидетельствуют ο великолепии города в древности. На южной оконечности горы находится весьма интересная в художественном отношении колоннада, тянущаяся до самой западной оконечности горы; некоторые из колонн — монолиты. Они принадлежат к "столбовой улице" Ирода, которая шла кругом горы (шириною в 18 м, длиною ок. 1700 м). В 1909 г. были открыты остатки храма Ирода и дворца израильских царей. В самое последнее время открыты весьма важные остатки времени израильских царей (утварь, черепки с надписями и т. д.). — Ср.: Riehm, HBA, s. v. Samaria; Baedeker, Palästina u. Syrien, 1910, 208 и сл.; Авр. Норов, "Путешествие по Св. земле", II, 1854, 162 и сл.; Guthe, KBW, 567; PRE, XVII, 419 и сл.; G. A. Reisner, The Harvard Exped. to Sam. Excavations of 1909; Savignac, Visite aux fouilles de Sam. в Revue Biblique, VII, 113—127.

Самария, область. — Уже в Библии название главного города С. обозначает иногда всю страну Северной Палестины. По крайней мере, выражение "города С." обозначает города Эфраимского царства (I Цар., 13, 32; II Цар., 17, 24, 26 и др.), a самаритянами назывались жители всей области, не только жители города С. (II Цар., 17, 29). Такое же значение имеет название Samerina и в клинописных памятниках. После падения Израильского царства понятие С. сузилось и обнимало лишь область между Иудеей на юге и Галилеей на севере. Эта область, по-видимому, составляла, подобно Иудее, особый административный округ (Флав., "Древн.", XIV, 4, 1, 4). Иудейская область в повавилонский период сильно сузилась, судя по границам, указанным в Hex. (3 и 7), и знатные роды С. смотрели на нее с пренебрежением (ib., 3, 33—37). Ho в 145 г. до хр. эры Селевкид Димитрий II отдал Хасмонею Ионатану три округа С.: Аферему (вероятно, местность, где находятся нынешние селения Синджиль и эл-Луббан), Лидду и Раматаим (I Макк., 11, 34; "Древн.", XIII, 4, 9). Флавий определяет границы С.: на севере — город Гинея (ныне Дженин), на юге — топархия Акрабаттена (ныне Акрабэ, см. Акраба). Всю прибрежную полосу Средиземного моря до Акко Флавий относит к владениям Иудеи; в Талмуде западной границей страны кутеев считается Антипатрида (см. Тосефта Демай, I, 9; Тосеф. Гитин, V, 9; Иома, 69а; см. Антипатрида). Скифополь (Бет-Шеан) на востоке и Кармел на западе не принадлежали к С. В 128 г. до хр. эры Иоанн Гиркан присоединил всю С. к Иудее. Также Скифополь и окрестности достались иудеям ("Древ.", XIII, 10, 2 и сл.; "Войн.", I, 2, 7). В 30 г. до хр. эры Ирод Великий, посетив Августа в Египте, получил от последнего в дар Самарию. После смерти Ирода С. вместе с Иудеей и Идумеей досталась его сыну Архелаю. В 6 г. хр. эры эти три области сделались частью Сирийской провинции, но получили особого прокуратора (επίτροπος); последний имел свое местопребывание в Кесарее. После великой иудео-римской войны С. стала частью Иудейской провинции и с того времени разделяла судьбы всей Палестины. Ныне С. входит в Наблусский санджак Бейрутского вилайета. — Ср.: PRE, XVII, 419 и сл.; Riehm, HBA, s. v. Samaria; Enc. Bibl. s. v. Samaria.

A. C. К.

Раздел1.

Раздел3.




   





Rambler's Top100