Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Самоубийство

(в Библии и Талмуде). — Иудаизм как религиозное и этическое мировоззрение во все периоды своего развития относился к С. в высшей степени отрицательно. В Библии это отношение нашло выражение лишь в книге Иова (2, 9, 10; ср. 7, 15). Даже сильные страдания Иова не побудили его покончить с собою, a высказанное им при этом желание естественного конца жизни признавалось греховным. Однако мы встречаем два случая С., которые, по-видимому, не осуждались. Оба случая имеют то общее, что к С. прибегли побежденные, которые предвидели, что смерть их от руки врагов неминуема, и предпочли сами покончить с собой, чтобы избежать надругательства. Это С. Саула, побежденного филистимлянами (I Сам., 31, 4), и С. Ахитофеля, предвидевшего неудачу поднятого при его содействии мятежа против царя Давида (II Сам., 17, 23). В том и другом случае самоубийцам не было отказано в совершении как похоронных, так и траурных обрядов. Аналогичные случаи имели место и гораздо позже. Так, по рассказу Иосифа Флавия ("Иуд. война", III, 8, § 5), во время войны иудеев с римлянами при Веспасиане группа воинов, спрятавшихся при взятии Иотапаты в пещере, предвидя, что римляне могут взять их в плен, решили сами покончить с собой. Сам Флавий, бывший в этой группе, убеждал своих товарищей не делать этого, указывая, что С. считается религиозным преступлением, влечет за собой суд Божий и до известной степени даже людской, так как самоубийц не хоронят до захода солнца. — В талмудическую эпоху отрицательное отношение к С. получило более определенное выражение. Слова Библии, запрещающие пролитие крови, т. е. убийство (Бытие, 9, 5, 6), истолкованы распространительно в смысле запрещения ими и С. Самоубийство считается религиозно запрещенным деянием, подлежащим наказанию не земного, а небесного суда. В одном отношении С. влечет невыгодные последствия уже и на земле. Траурные обряды по самоубийцам справляются лишь в той мере, в какой выражают сочувствие и уважение к оставшимся в живых их родственникам: те же обряды, которые символизируют уважение к покойному, по отношению к самоубийцам не совершаются. Однако эти последствия С. по аналогии с уголовным наказанием наступают лишь при полной доказанности вины по правилам талмудического процесса. Следовательно, для ограничения траурных обрядов вследствие С. требуются следующие условия: 1) самый факт должен быть констатирован свидетелями-очевидцами, a не путем косвенных улик; 2) С. должно быть совершено в состоянии вменяемости: С. малолетн., безумных или совершенное под влиянием патологич. аффекта (припадка умоисступления) не вменяется в вину; 3) С. должно быть умышленным. Умысел считается лишь тогда доказанным, когда самоубийца непосредственно перед совершением С. серьезно заявил ο своем намерении. Вследствие этих условий вполне доказанное с точки зрения Талмуда С. может быть лишь в качестве редкого исключения. Сверх того, если С. вызвано действительно критическ. обстоятельствами и представляет лишь замену одного вида смерти другим, как, напр., упоминаемое в Библии С. Саула, то оно считается извинительным и по таком убийце траурные обряды соблюдаются полностью. Талмуд даже полагает, что евреи были наказаны Богом за то, что не справляли по Сауле соответствующих его высокому положению траурных церемоний (Иебам., 78б). Таким образом, запрет С. в Талмуде носит чисто нравственный и религиозный характер, a санкция этого запрета на практике оказывается довольно затруднительной. — Ср.: Семах., II, 1, 2, 3; Maim., Hilchot Rozeach, II, 2, 3, Hilchot Abel, I, 11; Шулхан Арух, Иоре Деа, 345, §§ 1, 2, 3; Saalschütz; Das mosaische Recht, II, 75; Mayer, Geschichte der Strafrechte, § 26.

Ф. Дикштейн.

Раздел3.

C. в настоящее время. Статистический материал о С. среди евреев крайне недостаточен, и выводы из него не могут быть сделаны с полной определенностью. К середине 19 века относится следующая таблица, которая свидетельствует, что, за исключением Баварии, евреи дают везде меньший % С. На сто тысяч жителей было С.:


Католики

Протестанты

Евреи

Годы

Бавария

49,1

135,4

105,9

1844—56

Пруссия

49,6

159,9

46,4

1849—55

Австрия

51,3

79,5

20,7

1852—59

Венгрия

32,8

54,4

17,6

1851—59

Моравия

67.0

67,0

12

1858—59

Галиция

45,0

16,0

10,0

1858—59

Помимо низкой цифры евр. С., таблица эта показывает, что С. крайне неравномерны среди католиков и протестантов; на это было уже неоднократно указано, и причина этого была найдена в том, что католики более религиозно настроены, чем протестанты. О связи между религией и С. говорят многие исследователи, между прочим, Дюркгейм (см.) в своем "Le Suicide" (1897). Католики во всей Германии дают меньшее число С., евреи и протестанты почти одинаковое число, причем все религии давали в конце 19 в. большее число С., чем в середине. В 1900 г. на 100000 жит. в Баварии было 92,7 катол., 210,2 протест. и 212,4 евр.; в Бадене: 159, 250 и 229, в Пруссии: 93, 247 и 241. Там, где евреи остались консервативно настроены, как, напр., в Галиции, Буковине и многих частях Венгрии, число С. среди них очень низко, уступая иногда в 12—14 раз С. в Пруссии, Баварии и Бадене. Однако было бы неправильно сводить все причины С. к одному падению религиозного чувства. Неоднократно указывалась тесная связь между нервными и психическими болезнями и С., и считается почти твердо установленным, что не меньше 1/5 C. вызывается душевными заболеваниями, которые, в свою очередь, не могут быть объясняемы падением религии; к этой причине С. следует поэтому прибавить и чисто социальные. Бавария, дающая большой % евр. С., дает и огромное число душевных больных среди евреев. В то время как в Пруссии на 1000 евреев (1871) 1,42 душевнобольных, в Баварии — 2,86, a в Галиции — 0,9. Большое число С. среди евреев объясняется также их профессиональным составом. Если исключить военное сословие, где С. очень часты, то по профессиям С. располагаются следующим образом. Ha 1 млн. занимающихся одной и той же профессией С.:

Земледелие

25,0

Промышленность

56,7

Торговля

246,5

Наука и литература

618,3

Адвокатура

217,8

Домашняя прислуга

113,5

Евреи сильнее всего представлены в тех трех группах, на которые падают наиболее частые С. Если деталировать каждую группу, то легко понять, что евреи всегда связывают свою деятельность с теми отраслями занятий, которые дают самый большой % С. Так, в группе "торговля" биржевая отрасль идет по числу С. впереди других — в ней же евреи и сильнее всего представлены. В промышленности больше С. случается среди самостоятельных предпринимателей, евреи же дают большее число самостоятельных, чем мастеров или рабочих. Не следует забывать также, что большое число С. среди евреев объясняется тем, что городское население вообще дает больше С., чем деревенское, евреи же преимущественно горожане. Возрастание числа С. в 19 в. для евреев Германии выражается следующими цифрами: на 1 млн. жителей с 1850 по 1900 г. — Пруссия +194,6; Бавария +106,5; Баден +177,0; Вюртемберг +74,4. Следует отметить еще, что чем больше распространено образование, тем больший % С. — евреи и с этой точки зрения являются естественно представителями народа, дающего наибольшее число С. — Ср. Zeit. für Demogrund Statistik der Juden, 1906, январь, июль и декабрь.

С. Л.

Раздел6.




   





Rambler's Top100