Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Санбаллат

(טלבנם; на арам. папирусах: טלבאנם, в Септ.: Σαναβαλλατ; по-ассир.: Sin-uballit, т. е. бог луны [Син] дал жизнь) — главный руководитель самаритян во времена Эзры и Нехемии; родом из эфраимского города Бет-Хорон, почему он обыкновенно называется хоронитом. Некоторые критики вместо "хорони" читают "харани" и полагают, что С. был выходцем из месопотамского города Харана; но это мнение не обосновано; другие же полагают, что он был родом из моабитского города Хоронаима; но в таком случае Нехемия называл бы его моабитянином, как он называет другого своего врага, Тобию, аммонитянином. Нехемия (см.) выставляет его врагом иудеев и личным своим врагом. Главным образом, Санбаллат всеми силами старался помешать укреплению Иерусалима, видя в этом залог самостоятельного развития иудейской общины. Уже первое появление Нехемии в Иерусалиме вызвало недовольство С. и его союзника Тобии. Нехемия обобщает это отношение и говорит, что их сердило уже одно то, что нашелся человек, решившийся работать на благо "сынов Израилевых" (Hex., 2, 10). Узнав, что цель прибытия Нехемии — восстановление городской стены Иерусалима, С. и его товарищи иронически говорили иудеям: "Уж не против ли персидского царя вы думаете восстать?" Им, очевидно, это намерение казалось неосуществимым. Но, когда они увидели, что постройка стены быстро заканчивается, они с С. во главе сговорились с аравитянами, аммонитянами и ашдодитами напасть на Иерусалим и уничтожить все. Этот план благодаря быстрым и решительным мерам, предпринятым Нехемией, не удался. Однако С., по-видимому, успел завязать тесные сношения даже с весьма влиятельными лицами в Иерусалиме; один из сыновей первосвященника Иояды женился на его дочери. Нехемия прогнал его из Иерусалима (Hex., 13. 28). По сообщению Иос. Флавия, это имело последствием постройку особого храма на Геризиме (см.) и организацию религиозной общины самаритян (см. Менаше, Самаритяне). — Ср.: Исторические сочинения Эвальда, Греца, Штаде и др.; Sachau, Drei aramäische Papyrusurkunden aus Elephantine, 1907, 37; Riessler, Wann wirkte Nehemia, в Theolog. Quartalsch., ХСII, 1—6.

A. C. K.

Раздел1.




   





Rambler's Top100