Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Свет

(רוא, רואמ). — По Библии. С. является, по Библии, первым творением Божиим. "И увидел Бог С., что он хорош, и отделил Бог С. от тьмы"; С. был назван Богом днем, a тьма — ночью (Быт., 1, 3—5). С. представляется, таким образом, особым явлением, не зависимым от небесных светил, созданных только в четвертый день. С. ставится во главе мироздания потому, что он необходим для порядка, для жизни. С. рисуется как таинственная субстанция, обретающаяся в сокровенном месте, точно так же, как его противоположность — тьма (Иов., 38, 19). Впоследствии Бог сотворил источники С. — небесные светила: Солнце, Луну, звезды (Быт., 1, 14—18). С. является большим благом для человека. "Сладок С. и приятно для глаз видеть Солнце", — восклицает Когелет (11, 7). С. олицетворяет жизнь, тьма — смерть (Иов., 3, 20; Когел., 11, 8). С. символизирует счастье людское, как индивидуальное, так и коллективное, национальное (Плач, 3, 2; Иов., 29, 3; 30, 26; Исаия, 59, 9 и др.). He видеть С. — высшее несчастие (Исаия, 59, 10 и др.). Бог восхваляется как Творец С. и Создатель мира (ib., 45, 7). Со C. пророки и псалмопевцы сравнивают Божественное учение, благодать Божию, самого Бога. Для мессианского царства будущего пророк предвещает, что С. Луны будет столь же яркий, как С. Солнца, a С. Солнца будет в семь раз ярче и будет равен С. первой седьмицы (ib., 30, 26).

Раздел1.

Свет в апокрифах и агадической литературе. С. отводится выдающееся значение как космической силе. Бог в величии Своем окружен С., что делает Его невидимым для всех земных тварей (Мег., 19б). Агадисты упоминают ο лучезарном сиянии Шехины, הניכשה (Шабб., 30а; Б. Б., 10а; ср. Хаг., 14б). В славянской книге Эноха повествуется (ХXV, 1—5) ο сотворении Богом ангела Адоеля (Гадриеля?), сиявшего лучезарным светом, которого Он спустил первым на землю; при падении ангел разбился и испустил великое сияние, тогда Господь воссел на трон, поместив над ним С., дабы он был основанием всего мироздания. Талмудическая космогония (см. Маасе Берешит) также исходит из того, что первым актом творения было создание Богом стихии С. (Ber. r., III; Пирке р. Элиезера, III). С. питает небесные светила; он во сто раз ярче сияет, чем эти светила (Танхума, глава Бегаалотеха, изд. Бубера, 10). Согласно Таргуму к Исаии, 30, 26 и Судьям, 5, 3, С. грядущего мира будет в 343 (7 × 7 × 7) раз ярче С. Солнца. Лишь одни праведники жаждут такого С., нечестивцы же в этом отношении подобны той летучей мыши из басни, которой петух говорит: "На что дневной С. тебе, предпочитающей ночь дню" (Санг., 98б). "Великий С. сиял в полном блеске до грехопадения Адама, и продолжал сиять до исхода субботы. Когда наступила тьма, Адам испугался и воскликнул: "Неужели меня одолел Сатана". Тогда Господь положил перед Адамом два камня; ударяя их друг ο друга, Адаму удалось высечь огненные искры; он благословил Бога за добытый собственными усилиями С." (Аб. Зара, 8а; Ber. r., XII; Песикта Рабб., XXIII; ср. Пирке р. Элиез., где рассказ приведен в несколько иной версии; ср. Габдала). Бог не нуждается в С.; светильник, возженный в святилище, знаменовал собою пребывание Шехины во Израиле (Менах., 86б); поэтому-то окна в храме Соломона суживались извне, чтобы таким образом было ясно видно, что С. струится изнутри (Танхум, гл. Тецаве, изд. Бубера, 4). Зажженный перед Богом С. подобен фонарю в руках слепого перед зрячим; на обязанности Израиля лежит распространение С. Божия на земле (Танхума, гл. Бегаалотека, изд. Бубера, 5; Schem. r. XXXVI). В ковчеге y Ноя был драгоценный камень, распространявший С. на все окружающее (Ber. r. XXXI; Санг., 108б). Праведники в грядущей жизни будут сиять подобно С. Солнца и звезд, каждый особым блеском (Мидр. Тегил. к Пс., 11, 6). Бог имел в виду таких праведников, как патриарх Авраам, когда сказал "да будет свет" (ср. Пс. 97, 11; Таан., 15а). В соответствии с изложенным праведники именуются "поколением света" в противоположность нечестивцам, рожденным во тьме (Энох, СVII, 11). С. является символом Торы (Мег., 16б; ср. Притчи, 6, 23), Бога (Танхума, гл. Тецаве; Притчи, 20, 27). Господь говорит: если свет Мой будет гореть в душах ваших, Я буду беречь ваш свет (ib., изд. Бубера, стр. 2, 4—5; Schem. r., ХХХVI) [J. E., VIII, 83—84].

Раздел3.




   





Rambler's Top100