Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Севастополь

— военная гавань, административный центр градоначальства (Таврическая губ.). Возник в 1784 году. Имеется сообщение, что поселение евреев началось вскоре по завоевании русскими Крыма (на месте С. находилась деревушка Ахтиар); водворились несколько евр. семейств родом из Галиции. В начале 19 в. евреи стали открывать в С. ремесленные мастерские, мануфактурные и другие магазины; иные занялись поставкой припасов для местного гарнизона. Чумная эпидемия 1825 г. тяжело отразилась на евр. общине. Когда же материальное положение евреев стало улучшаться, неожиданно последовало запрещение проживать в С. евреям, кроме военнослужащих. Эта мера была распространена и на военный порт Николаев, и в течение ряда лет евреи в С. и Николаеве испытывали одинаковую судьбу. Адмирал Грейг, состоявший одновременно севастопольcким и николаевским военным губернатором, пытался добиться оставления евреев на местах, но безуспешно (подробности — см. Николаев). В 1842 г. последовало распоряжение, касавшееся только С., — согласно высочайшей воле срок временного пребывания евреев был ограничен месячным сроком. В 1852 г., не в пример Николаеву, евреям было запрещено участвовать в подрядах на инженерные работы в С. С воцарением имп. Александра II доступ в С. был открыт некоторым группам евр. населения (см. Николаев). Однако закон 1866 г., разрешивший жить в Николаеве всем без исключения евреям-мещанам, не был распространен на С., укрепления которого евреи оросили своей кровью. В 1864 г. на кладбище, на Северной стороне, был сооружен по плану, одобренному Морским министерством, памятник (см.), на котором имеется надпись "Памяти еврейских солдат, павших за отечество при обороне Севастополя во время войны 1854—1855 гг.". На французском, английском и Братском кладбищах также покоятся останки евреев-воинов. Разрушенная во время обороны синагога была подарена местной властью частному лицу. В 1874 г. возник первый молитвенный дом ("солдатский"), a в 1884 г. была построена синагога; имп. Александр II подарил еврейскому обществу с этой целью пустопорожнее место, но в силу некоторых соображений это место с надлежащего разрешения было продано, a на вырученные деньги был приобретен новый участок, на котором и находится синагога (при раскопках было обнаружено, что это место когда-то принадлежало евр. обществу). К этому времени евр. община разрослась; по официальным данным, в С. насчитывалось в 1880 г. свыше 400 душ; то были преимущественно ремесленники и отставные нижние чины со своими семьями; вскоре заграничные и русские евреи открыли здесь конторы по экспорту хлеба, привлекшие сюда многих евреев из разных городов. В 1890 г. коммерческий порт был переведен из С. в Феодосию. С 1907 г. отдельные группы местных евреев стали подвергаться выселению; были удалены многие видные члены общины; с Корабельной стороны были выселены в 1909 г. все евреи поголовно — между прочими, участники севастопольской обороны; молитвенный дом был закрыт. По переписи 1897 г. жит. в градоначальстве около 57 тыс., среди них 3.930 евр.; в том числе в С. жит. 53 тыс., среди коих 3910 евр. (около 70 семейств евреев-крымчаков). Имеются (1910 г.) талмуд-тора, субботняя школа, бесплатная женская школа, библиотека-читальня. — Ср.: Полонский, "Историч. очерк севастоп. евр. общины", 1909 г.; его же, "Евр. просветит. и благотворит. учреждения Севастополя"; "Восход", 1904, № 4; частные сведения.

Ю. Г.

Раздел8.

Права евреев в С. по действующему законодательству. На С. распространяются все правила ο жительстве евреев вне черты оседлости, но ввиду того, что Таврическая губерния входит в черту оседлости и С., следовательно, окружен городами и местечками с еврейским населением, указанные правила несколько смягчены. Особые изъятия, допущенные для С., очень сходны с теми, которые установлены для Николаева (см.). Так, к водворению в С. допущены, сверх тех категорий, которым разрешено повсеместное жительство в империи: почетные граждане, потомственные и личные, производящие торговлю с запискою в гильдии, купцы первой гильдии, независимо от того, были ли они записаны ранее в купечестве первой гильдии в черте оседлости, купцы второй гильдии (ст. 6 Прил. к ст. 68 Уст. пасп., изд. 1903 г.). Купцам обеих гильдий предоставлено иметь при себе не только членов своих семейств, внесенных в сословное свидетельство, но также приказчиков, конторщиков, сидельцев и служителей из своих единоверцев; они могут брать и новых приказчиков, и служителей, a не только тех, которые переселились вместе с ними; кроме того, они могут иметь столько приказчиков, конторщиков и сидельцев из единоверцев, сколько им, по собственному их усмотрению, необходимо, a не в числе, определенном законом. Почетным гражданам и купцам обеих гильдий предоставлены в С. все права по производству промыслов, торговли, подрядов и по приобретению недвижимой собственности (ст. 8 Прил. к ст. 791 (прим. 1), т. IX Св. Зак., изд. 1899 г.). — Кроме тех случаев, которые указаны для прочих городов вне черты оседлости, евреи могут приезжать в С. на временное пребывание еще в следующих случаях: 1) иногородние купцы обеих гильдий, фабриканты и заводчики могут приезжать в С. во время ярмарок с приказчиками, конторщиками, сидельцами и прислугою, в том же числе и с теми же ограничениями, которые установлены для местных купцов-евреев, причем в это время они могут производить торговлю на общем основании и вступать в подряды и поставки по городу С., a для управления и наблюдения за взятыми подрядами и поставками оставлять в С. своих приказчиков и конторщиков; 2) молодым евреям дозволяется приезжать в С. не только для обучения ремеслам и для усовершенствования в них, но также и для обучения и усовершенствования в фабричном и заводском производствах; 3) евреи могут приезжать в С. в обыкновенные торговые и базарные дни для торговли, на общем основании, всякого рода припасами, сельскими произведениями и прочими предметами, торговля коими освобождена от уплаты государственного промыслового налога; 4) дряхлые матери нижних чинов из евреев морского ведомства, живущих в С. по обязанностям службы, могут жить в этом городе, если удостоверена их дряхлость и невозможность доставать себе пропитанье без пособия детей, пока их сыновья находятся на службе в С. (ст. 19 и прим. к ст. 6. Прил. к ст. 68, Уст. ο пасп.).

Гр. Β.

Раздел8.




   





Rambler's Top100