Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Семинарии раввинские

(Rabbinerseminar, Séminaire, Theological Seminary, также Rabbinerschule, םיננרל שרדמ תינ) — специальные высшие еврейские учебные заведения, имеющие целью подготовить раввинов, проповедников, преподавателей Закона Божия и других духовных служителей, которые соединяли бы в себе знание евр. теологии, преданность традиционным идеям и формам иудаизма с общим развитием европейски образованного человека. Свою специальную задачу С. Р. пытаются осуществить путем изучения предметов евр. теологии и богослужения в соответствии и согласии с принципами и методами современного состояния науки (поскольку последние не противоречат основным началам иудаизма) и упражнения воспитанников в отправлении функций и обязанностей духовного пастыря и руководителя общин. В этом согласовании идей еврейской теологии с началами современного научного миросозерцания заключается коренное различие между С. Р. и иешиботами (см.). Другое отличие С. Р. от последних заключается в практическом направлении, которым всецело проникнута постановка преподавания в С. Р. К двум первоначальным задачам С. Р. вскоре прибавилась и третья цель — служить "рассадниками еврейской науки". Однако усвоение теоретического еврейского богословия и практического знания обрядов евр. ритуала наряду с требованием широкого общего образования наложила печать двойственности на деятельность С. Р. Редкий выпуск мог удовлетворить обеим целям. Воспитанники обычно оканчивают С. Р. с весьма скудными познаниями в евр. письменности и евр. предметах. Тем не менее, они практически являются хорошо подготовленными к исполнению обязанностей раввина в тех общинах Западной Европы, где раввин выступает преимущественно как проповедник и общественный деятель и где особых познаний в евр. предметах не требуется. Но за последнее время в связи с ростом национального самосознания общины (особенно крупные и наиболее культурные) стали предъявлять к кандидатам боле строгие требования. По своему характеру равв. семинарии разделяются на реформистские и консервативные. Возникшие в первой половине 19 века в Западной Европе по образцу христианских богословских факультетов и теологических семинарий С. Р. уже одним своим названием "семинарии" внушали к себе недоверие в ортодоксальных кругах, настойчиво боровшихся против С. Р. и позже в противовес им открывших свои богословские школы. И в России, где идея учреждения С. Р. встретила упорное противодействие в 80-е и 90-е гг. 19 в., в последнее время созрело сознание в необходимости С. Р. (см. Курсы востоковедения). — Старейшим учреждением типа С. Р. является Французская раввинская семинария, возродившаяся в Меце в 1829 г. из иешибота, учрежденного Авраамом Швабом в 1704 году, и известнейшего иешибота, основанного р. Арье-Лейбом б.-Ашер (см.) во второй половине 18 в. Она имела своей задачей выпускать раввинов и духовных служителей для французских общин. Состав преподавателей ее не блистал именами. В 1859 г. она была переведена в Париж, и тамошняя община обязалась субсидировать ее суммой, в 22.000 фр. ежегодно. Семинария получила название Séminaire Israélite de France (École rabbinique), ректором ее был назначен главный раввин Исаак Тренель. С 1890 г. во главе ее стоял главный раввин Иосиф Леман. В 1911 г. состав преподавателей был следующий: по кафедре Талмуда и гомилетики — директор семинарии, главный раввин Иосиф Леман, по теологии — раввин Жак Кан, по истории еврейской и литературе — Морис Либер, по классическим литературам — профессор Саломон, по библейской экзегетике, арабской и сирийской литературам — М. Ламберт, по семитич. археологии — Иосиф Галеви, по франц. литературе — раввин Вейль. Вторым учреждением типа С. Р. является Instituto Rabbinico Lombardo-Veneto, основ. итальянскими евреями в Падуе в 1827 г. Своим возникновением этот институт обязан декрету австрийского императора Франца I от 1826 г., что раввины должны быть избираемы из числа лиц, обладающих высшим образованием. В то время, когда в Австрии и Галиции этот указ не имел почти практических последствий, в Италии, наоборот, наиболее культурные общины (Венеция, Мантуя, Падуя, Ровиго и Верона) охотно пошли навстречу австрийскому правительству. Основанная в Падуе раввинская семинария была организована по образцу закрытых католических богословских институтов: ученики должны были жить в стенах школы; благодаря, однако, отсутствию материальных средств число учеников в С. было ограничено; преподавателями были приглашены пользовавшиеся уже тогда известностью Гиллель делла Toppe и Самуил Давид Луццатто; первый преподавал Талмуд и талмудическо-мидрашитскую письменность; последний, оказавший значительное влияние на развитие духовной жизни воспитанников, преподавал евр. филологию, библейскую экзегетику, религиозную евр. философию и историю евр. литературы. Переписка С. Д. Луццато с учениками открывает перед нами картину идеальной преданности учеников научным интересам. По смерти С. Д. Луццато С. стала падать. На съезде евр. общественных деятелей в Модене в 1882 г. было решено перенести коллегию в Рим, дав ей наименование Collegio Rabbinico Italiano. Bo главе ее был назначен римский раввин Моисей Эренрайх. Но в Риме С. находилась в жалком состоянии. В 1899 г. С. была перенесена во Флоренцию, став, благодаря энергичной деятельности раввина С. Г. Маргулиеса, центром евр. науки в Италии. Состав преподавателей следующий: ректор С. Г. Маргулиес, доценты профессор С. Г. Хаес и раввин Умберто Кассуто. Президентом Института состоит известный адвокат и общественный деятель Моисей Финци. Следующими институтами типа С. Р. являются основанные в 1852 году в Рэмсгете (ныне в Лондоне) Еврейская коллегия (Jews' College, см.) и в 1858 г. в Бреславле на средства известного мецената Ионаса Френкеля Jüdisch-Theologische Seminar der Fraenkel'schen Stiftung zu Breslau. Своему возникновению эта C. P., послужившая образцом для всех последующих, обязана ощущавшейся в то время y радикально настроенной части немецкого еврейства потребности в учреждении особого евр. теологического факультета при немецких университетах. Идеологи радикальных элементов задавались целью приспособить евр. теологию к характеру протестантской теологии, что, по их мнению, служило бы не только средством для привлечения широких масс к прогрессу, но и было бы сильным стимулом к дарованию равноправия. Однако идея учреждения евр. теологического факультета не была осуществлена благодаря антисемитизму университетов. Берлинская община самостоятельно учредила теологические курсы для студентов университета, но и эти курсы вскоре закрылись. На средства Ионы Френкеля была учреждена Бреславльская семинария, во главе которой стал Зехария Франкель (см.). Он стремился сделать С. центром евр. науки, свободным от воздействия общин и частных лиц. В преподаватели были приглашены крупнейшие представители евр. науки. Все же выпуски оказались весьма посредственными. В 1872 г. была основана в Берлине Hochschule für die Wissenschaft des Judenthums. Руководителем ее был назначен Авраам Гейгер, a в преподаватели были приглашены Израиль Леви, Д. Кассель, Хаиим Штейнталь. В 1911 г. состав преподавателей был следующий: Банет, Эльбоген, Ягуда, Гохфельд, Фрейнд, Тойблер, Варшауэр. В 1873 г. был основан р. Израилем Гильдесгеймером при участии раввинов Кона и Ауэрбаха в Берлине раввинский институт ортодоксального направления. В 1874 году была открыта в Будапеште Landes Rabbinerschule. В 1911 г. коллегия профессоров состояла из следующих лиц: В. Бахера — по библейской науке и еврейск. истории, Л. Блау — по Талмуду, евр. истории и евр. языкознанию, И. Гольдциера — по религиозной философии, М. Гутмана — по Талмуду, С. Гевеши — по гомилетике. Число воспитанников в высшем отделении — 19, в низших отделениях — 64. В 1893 г. в Вене возникла Israelitisch Theologische Lehranstalt по образцу берлинской Hochschule. В 1911 году состав преподавателей был следующий: Д. Г. Мюллер — по библейской экзегетике и эпиграфике, Шварц — по Талмуду, Шулхан-Аруху, герменевтике и гомилетике, С. Краус — по евр. истории, средневековой экзегетике, В. Аптовицер — по мидрашитской письменности. Число учеников — 21. В 1898 г. возникла в Константинополе Еврейская учительская семинария, по своему характеру приближающаяся к типу С. Р. Первой С. в Америке является учрежденный Исааком Вайзом (Уайзом) в Цинциннати в 1875 г. "Hebrew Union College", программа которого является наиболее широкой по сравнению с программой других С. В 1902 г. возникла в Нью-Йорке "Евр. теологическая семинария" (The Jewish Theological Seminary of America), продолжение филадельфийской C. P., учрежденной Саббато Морайсом в 1889 г.; по постановке преподавания предметов евр. науки и по богатству ее книгохранилища она является наиболее образцовым учреждением. Президентом учреждения с самого возникновения состоит Соломон Шехтер, профессорами: по библейской экзегезе — Израиль Фридлендер, по Талмуду — Луи Гинзберг, по истории — Александр Маркс. Число учеников в высшем отделении — 37, в низшем — 120. — Ср.: Isaak Trenel, Rapport sur la situation morale du Séminaire Israélite, Париж, 1857; Joseph Lehman, Rapport sur le Séminaire Israélite et le Talmud-Torah, 1903; id., Rapport sur le Séminaire Israélite et le Talmud-Torah, 1905; Programm zur Eröffnung des Jüdisch-theologischen Seminars; M. Brann, Gesch. des jüdisch-theolog. Seminars in Breslau, 1904; Lehranstalt für die Wissenschaft des Judenthums. Festschrift zur Einweihung des eigenem Heims, 1907; Joseph Banoczi, Die Geschichte des ersten Jahrzehnts der Landesrabbinerschule in Budapest, в D. Zehn-jahresbericht der Landes-rabbinerschule, 1888; У. Kacсуто, в Ozar Israel, s. v.; Annuaire des Archives Israélites pour l'an du monde 5671; Jewish Year-Book, 5671; последние отчеты раввинских семинарий; H. Переферкович, в кн. "Восх.", 1903; С. Бернфельд, "Рассадники евр. знания на Западе", "Нов. Восход", 1911, 8—15.

Раздел9.




   





Rambler's Top100