Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Сиониды

(ןויצ יריש) — лирические песни и гимны, в которых изливается народная скорбь по исторической стране предков. Тоска по Палестине и Сионе проходит красной нитью через всю еврейскую историю, начиная с Вавилонского пленения. Уже "на берегах вавилонских" эта тоска вылилась в целом ряде лирических песен, среди которых и знаменитая לננ תורהנ לע וננשי םש. — Переплетаясь с мессианской идеей, томление по родине предков вылилось впоследствии в религиозные формы, и большинство гимнов и молитв, в которых оплакивается гибель Сиона, проникнуты надеждой, что Господь сжалится над народом-страдальцем и вернет его в Обетованную землю. Этот мотив звучит во многих песнях лучших средневековых еврейских поэтов, причем y наиболее выдающегося из них, Иегуды Галеви, тоска по Палестине связывается с тоской по вечном идеале, и в Сионе поэт видит не только священную страну отцов, но символ всего светлого и возвышенного. Этим мотивом проникнут цикл песен Галеви, составленных им по пути в Палестину. Сиониды писали также Соломон Гебироль, Авраам ибн-Эзра, Алхаризи и многие другие поэты Средних веков. Многие из этих С. собраны в Kinot, читаемые в день 9-го Аба. Там, кроме девяти сионид (каждая из них начинается словом "Сион"), среди которых имеется и знаменитая С. Галеви "Zion halo tîschali", помещены такие проникновенные элегии, как: "Веlel zeh jibkajun", "Schomron kol tit en", "Oholi ascher toawto", "Schaali serufah bo'Esch" и пр. Этим же мотивом проникнуты многие другие молитвы, как, например, элегии, читаемые в "полуночи" (תוצח) и в Судный день:

הימהאו םיהלא הרכזא...

היוננ הת לע ריע לכ יתוארנ

היתחת לואש דע תלפשמ םיהלא ריעו

Наибольшей популярностью пользуется гимн Соломона Алкабица "Lecho Dodi", где с трогательной непосредственностью выражена вера в близкое возрождение страны предков, ставшей "юдолью плача". Тоска по Сионе проявилась также в ряде народных песен, жаргонных и древнееврейских, распеваемых особыми минорными мотивами. Таковы, например, "Awraham, Awraham, Batjka nasch", или песня

וניהלא ריע, ןויצ, ןויצ

...ךל אפרי ימ, ךרנש לודג המ

И нееврейские поэты, затрагивавшие еврейские мотивы, воспевали народную тоску по Сионе (Байрон в своих "Еврейских мелодиях"). В новоеврейской литературе с пробуждением стремления к обновленной жизни особенно явственно проявилась романтическая любовь к древней родине. Чтобы подчеркнуть ненормальность и уродливость жизни евр. гетто, последней противопоставлялась картина иной, идеальной и красивой жизни, символом которой являлась древняя жизнь в Палестине. Эта любовь к библейской старине особенно ярко проявилась в поэмах Михала Лебенсона, восторженно воспевавшего Сион, где, по выражению поэта, "каждый камень — книга, любая скала — скрижаль". Романтической любовью к Сиону проникнуты также многие элегии С. Д. Луццатто, Алманци и др. Этот мотив стал доминирующим в еврейской поэзии с зарождением палестинофильского движения. М. Долицкий излил свою любовь к Сиону в ряде трогательных песен ("Al chorbot Zion", "Iwitich", "Chanun", "Im eschkachech"); песни H. Имбера "Ha'Tikwah" и "Mischmar ha'Jarden" стали гимнами сионистов; Сиону же посвящена лучшая песня Мане "Massat Nafschi", a Сарра Шапиро приобрела популярность своей С. "Al Tal we'al Motor". C. писали также и поэты последующей эпохи — Черниховский, Бялик и др. Имеются С. и на иных языках; например на жаргоне y Мориса Розенфельда, на русском y Фруга (автора целого цикла "сионид"), Л. Яффе, X. Зингера и др.

С. Ц.

Раздел7.




   





Rambler's Top100