Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Сифре Зута

("Малая Сифра") — особый Мидраш к книге Чисел, имеющий ценное значение при изучении галахи. Вейс (Zur Gesch. der jüdischen Tradition, II, 238) несправедливо сомневается в подлинности этого Мидраша. Средневековые авторы цитируют его под заглавиями "Sifre schel Panim Acherim" и "Wi-Jeschallechu Zutta" и другими названиями (см. Zunz (т. V., 51); Исаак б.-Моисей из Вены (см.) называет его "Сифре Раббати" (Or Zarua, II, 22). С. З. не сохранился (ср. Brüll, Der Kleine Sifre, в Grätz-Jubelschrift, p. 184). Древние комментаторы, однако, иногда цитируют С. З.; например р. Самсон из Сана, в комментарии к мишнаитским отделам Зераим и Тогорот. Целые отрывки из С. З. встречаются в Ялкут Шимеони; к Числам (Брюлль, l. c., дает перечень этих мест, см. Hoffmann, Zur Einleitung in die Halachischen Midraschim, p. 60). Цитаты из С. З. приводятся в Бамидбар рабба к гл. Нассо (Epstein, Mi-Kadmonijjot, p. 71). Часто цитируемая Маймонидом в его "Sefer ha-Mizwot" Мехильта к кн. Чисел является не чем иным, как С. З., так как все цитаты из этой "Мехильты" вполне тождественны с отрывками из С. З. в Ялкут Шимеони; Маймонид пользуется С. З. также и в своем "Яд га-Хазака" (о других авторах, цитирующих С. З., см. Brüll, l. c.). Мидраш га-Гадол к Числам включает в себе значительную часть С. З. и стал, таким образом, источником, откуда можно почерпнуть сведения ο последнем. Кенигсбергер на основании отрывков в Мидраш га-Гадол и в Ялкут Шимеони приступил к изданию С. З. Небольшой отрывок из С. З. был напечатан Шехтером в Jew. Quart. Rev., VI, 656—663. — С. З. вышел из школы р. Акибы, что явствует уже из самого метода толкования, которым он пользуется: напр., объяснения выражения תמוי תומ в Числ., 35, 21; частицы מ ib., 15, 19; союза ו ib., 5, 2; выражение תרות תאז объясняется так же, как в Сифра, Цав 2, 1, a слово רמאל — так же, как в Сифра, Эмор, 7, 8. И в терминологии замечается сходство с Сифра ןיד אלהו, םרג המּ דיגהל, טעמ נותכה הנרש רחא, אוה но, с другой стороны, попадаются и обычно не употребляющиеся выражения, как то ינשה דצנו (= רחא רנד), תרמא (= ל״ת). Далее, отдельные мнения, изложенные в С. З., вполне отражают взгляды р. Акибы; так, V, 14 соответствует Сота 3а, a V, 15—Сифре, к Числ., 8. Составителем С. З. был скорее р. Симон, чем р. Иуда, авторству которого приписывается Сифра, хотя некоторые анонимные галахи, как, напр., V, 15 (ср. Нед., 35б) и XV, 4 (ср. Мен., 104б), быть может, и отражают взгляды р. Иуды. Авторство р. Симона подтверждается еще и тем обстоятельством, что он реже других ученых упоминается в С. З. и что из позднейших таннаев р. Элеазар б.-Симон упоминается всего лишь несколько раз. Далее, перечисление положительных и отрицательных предписаний Торы — характеристичная особенность Сифре к Второз., приписываемого р. Симону, — повторяется и в С. З. Наконец, многие галахи в С. З. согласны с мнениями р. Симона. Помимо цитат, указанных Гоффманом (l. с., р. 65), можно еще прибавить некоторые другие параллельные места (ср. Königsberger, Der Kleine Sifre, p. 14б и p. 24) и что особенно характерно, это стремление выяснить самое основание библейского законоположения (ארקד אמעט), как, напр., V, 15 и XIX, 16. Ссылка в Талмуде на ש״ר ירפם םתם (Санг., 86а) должна быть отнесена к С. З., где, кроме того, попадаются несколько экзегетических заметок к отдельным местам в Числ., приводимых и в Талмуде, но не имеющихся в Сифре. Противоречие между С. З., V, 27 и мнением р. Симона в Сота, 19а указывает лишь на то, что редактор этого Мидраша пользовался и другими однородными сборниками и, между прочим, вероятно, и мидрашами р. Элиезера б.-Яков и р. Исмаила. Термины תרמא = ל״ת и אלא עמשמנ ןיא употреблялись именно р. Элиезером б.-Яков в Сифре к Второз. 195. Неупоминание имени Рабби в С. З. доказывает, по мнению Гоффмана, что С. З. не был составлен одним из его учеников. Некоторые из цитируемых там таннаев, как, напр., Симон бен-Нехунион и Папиас из Оно, не упоминаются нигде в других источниках. — С. З. еще до сих пор не подвергся тщательному научному исследованию. Кроме цитируемых в тексте настоящей статьи источников, ср.: Bacher, в JQR., 1896, VIII, 329—333; Epstein, в REJ., XXIX, 316 и сл.; idem, в Aug. Zeit. des Jud., 1894, № 34; Zunz, G. V., p. 51. [J. E., XI, 333—334].

Раздел3.




   





Rambler's Top100