Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Сиюм

(םוים; "конец", "окончание) — торжество, устраиваемое по поводу окончания писания свитка Торы (Sijjm ha-Sefer) или изучения талмудического трактата (sijjm masechta). Приносящий в дар синагоге Тору устраивает там сиюм, приглашая гостей, которые, подыясь на алмемар (см.), пишут каждый по одной букве в оставленных писцом ненаписанными последних восьми стихах Торы. В честь каждого гостя и дарителя произносится отдельное благословение (см. Ми шеберах). При этом поют соответствующие псалмы и гимны, после чего присутствующих угощают вином и пряниками. Торжество по поводу окончания талмудического трактата происходит обыкновенно в бет-га-мидраше или иешиботе. Устраиваемая в этих случаях трапеза считается богоугодной (seudat mizwah). Происхождение этого обычая относится к талмудической эпохе. Аббаия устраивал праздник для своих слушателей при окончании одним из них изучения трактата Талмуда (Шабб., 118б). По мнению р. Элеазара, каждый должен устраивать торжество по поводу окончания писания Торы (Schir, I, 9). Принимая во внимание богоугодное значение С., р. Яков Мелльн (Магарил) разрешал употребление мяса и вина при С., устраиваемом в первые девять дней месяца Аба (Sefer Maharil, p. 32б, Варшава, 1874). Сиюм освобождает от поста в день годовщины смерти родителей (ярцейт). И по настоящее время первенцы, םירוכנ, которым полагается поститься в канун Пасхи, приноравливают окончание талмудического трактата к этому дню, что освобождает их от поста (Шулхан Арух, Орах Хаим, 551, 10; Иоре Деа, 24б, 2б). Последние строки талмудического трактата при С. в иешиботе читает рош-иешиба. Иногда при этом имеет место дискуссия пилпулистского характера, в которой принимают участие все слушатели. В заключение читаются молитвенные формулы на арамейском и еврейском языках, помещенные к концу талмудического трактата. При этом перечисляются имена десяти сыновей р. Папы, что, по мнению мистиков, способствует укреплению в памяти пройденного трактата (Лурия, Jam schel Schelomoh, Баба Кама, введение). — Ср. Levensohn, Mekore Minhagim, § 100, Берлин, 1846 [J. Ε. ΧΙ, 399].

Раздел3.




   





Rambler's Top100