Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Слоним

— в эпоху Речи Посполитой главный город одноименного повета, входившего в состав Новогрудского воеводства. Евреи упоминаются в С. в 1551 г., когда они были освобождены от уплаты "серебщизны". В 1642 г. была построена каменная синагога. По постановлению Литовского ваада от 1623 г. община С. должна была находиться в ведении Брестского кагала. По раскладке подушной подати 1626 г. С. уже самостоятельная податная единица; впоследствии С. образовал особый округ (לילג), находившийся, однако, под верховным влиянием Бреста. В 1766 г. в кагале в окрестных поселениях 1154 еврея, a в повете С. — 4289. — Ср.: Регесты, I и II; Baliński-Lipiński, Starożytna Polska, IV, s. v.; Областной Пинкос Литовского Ваада, т. Ι и II; Вил. центр. арх., кн. 3633 (бум. Бершадского).

Раздел5.

Ныне — уездный город Гродненской губ. По окладным книгам 1797 г. в уезде (тогда еще Слонимской губ., см.) мещан-цеховых или ремеслен. 965; евреев и караимов 1360. По ревизии 1847 г. в С. имелись следующие "еврейские общества": Слонимское — в составе 5700 душ; Бытенское — 573; Голынское — 211; Деречинское — 642; Дворцовское — 317; Езерницкое — 160; Зденциольское — 1236; Косцовское — 985; Молчадское — 340; Рожанское — 1556. По переписи 1897 г. жит. в уезде 226 тыс., среди них 34518 евр.; в том числе в С. жит. 15863, среди них 11515 евр. Из уездных поселений, в коих не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем % по отношению к общему населению в следующих: Бытень — жит. 2682, среди них 1614 евр.; Голынка — 719 и 339; Дворец — 1366 и 868; Деречин — 2663 и 1887; Дятлово — 3979 и 3033; Жировицы — 608 и 76; Миловиды — 543 и 95; Молчадь — 1733 и 1188; Озерница — 759 и 183; Ружаны — 5016 и 3599; Руда — 657 и 86. Имеются в С. (1910) следующие евр. учебные заведения: талмуд-тора, два частных женских училища, два частных мужских; вечерние курсы при талмуд-торе для детей, обучающихся ремеслам и призреваемых Обществом пособия бедным евреям. — В пинкосе местного Биккур-Хойлима сохранилась запись, гласящая об установлении ежегодного поста в память пережитых 26-го Сивана 5524 г. (= 17/28 июня 1764 г.) ужасов при приближении к городу неприятельских войск, от которых ожидали погрома; при этом упоминается сражение близ города между этими войсками и русским отрядом. Речь идет ο сражении между русскими и польским ополчением князя Карла Радзивилла. Пост известен под названием תקוח ׳ד ("Среда недели Хуккат"). Но уже вскоре пост был заменен сбором пожертвований в пользу больницы (А. С. Каменецкий, "Еврейский документ ο сражении под Слонимом в 1764 г.", сборн. "Пережитое", IV).

Раздел8.




   





Rambler's Top100