Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Суеверия

— В Библии. Взгляды и обычаи, заимствованные древними евреями y языческих народов и противоречащие монотеистическому характеру их религии, как, например, чародейство, гадание и прорицания, не могли, конечно, скоро исчезнуть из народного сознания, и библейскому законодательству, a также и пророкам приходилось вести усиленную борьбу с С. О них говорится как "о мерзости народов", раньше населявших Обетованную землю, противопоставляемых Израилю, который "должен быть непорочен перед Господом Богом своим" (Второз., 18. 9 и сл.). Хотя колдовство каралось смертью (Исх., 22, 17), однако оно глубоко укоренилось в народе, как показывает, например, обращение Саула к колдунье с просьбой вызвать дух Самуила (I Сам., 28, 8 и след.), укрепление суеверных обычаев при царе Менаше (см.) в Иудейском царстве, a в Израильском — под влиянием Изебели (ср. II Цар., 9, 22; ib., 21, 6; II Хр., 33, 5 и след.). Все пророки выступали против чародейства и связанных с ними безнравственных поступков (Миха, 5, 11; Нахум, 3, 4; Иер., 27, 9; Ис., 47, 9, 12; Малахи, 3, 5). См. Ворожба, Некромантия.

Раздел1.

С. в побиблейское время. С окончательным установлением монотеизма С. не исчезли, но они потеряли свой языческий характер и не сопровождались больше безнравственными обычаями. Но как велико было влияние старых верований, указывает отношение к С. талмудического законодательства; законоучители запретили, с одной стороны, многие суеверные обычаи (Хул., 40а) и заклинание как целебное средство (Санг., 90а) и пр.; но, с другой стороны, они разрешили некоторые способы лечения несомненно языческого происхождения: египетского, вавилонского и персидского; удостоились внимания и некоторые греческие и римские С. Но вообще можно сказать, что Талмуд боролся против С., связанных с идолопоклонством (см. Демонология). Приведем несколько примеров С., которые упоминаются в Талмуде. Пребывание между двумя собаками, двумя пальмами и двумя женщинами предвещает несчастие; означает также несчастие, если одна собака, пальма или женщина окажутся между двумя мужчинами (Пес., 111a). Если умерли несколько братьев, то и оставшихся ожидает скорая смерть (Шаб., 106а). Опасно одолжить y кого-нибудь воды для питья или же ступить на вылитую воду (Пес., 111a). [Особенно считалось опасным все парное, תוגוז: нельзя есть за одной трапезой два (или 4) блюда, пить два (или 4) бокала вина и т. д., большое значение придавали парному в Вавилонии. Вообще относительно С. есть громадная разница между палестинскими таннаями и вавилонскими амораями; в то время как на последних заметно сильное влияние халдейских традиций, палестинские законоучители были почти совершенно свободны от С. и даже прямо запрещали их, как нечто языческое, как "обычаи эморейские", ירומאה יכרד. В Тосефте (Шабб., VI) имеется глава, где исчисляется все, что запрещено как обычаи эморейские, и многие из приведенных там пунктов интересны в том отношении, что они y многих народов встречаются и в настоящее время. Приведем некоторые из них: если y кого взяли кусок хлеба и он говорит: "Верните мне его, иначе потеряю свое счастие", то это эморейский обычай. Если кто приступает к какому-нибудь делу и говорит: "Пусть начнет это дело NN — y него легкая рука", или каркнула ворона, и человек говорит: "Вернись назад", или если кто говорит: "Надень рубашку наизнанку, и тебе будут видеться сны" и т. д., то это тоже эморейские обычаи, запрещаемые законом. Маймонид (Hilchot Akkum, XI), исчисляя все виды чародейства и суеверия, заканчивает главу так: "Все эти поверия — сплошная ложь и неправда, коими древние язычники увлекали за собою многие народы, и разумным израильтянам не следует увлекаться этими глупостями... Кто в душе верует в эти приметы, считая их истиной, но воздерживается только потому, что наша Тора их запретила, тот должен быть причислен к невеждам, лишенным разумения, подобно малым детям, ум которых не созрел. Мудрые люди на основании неопровержимых доказательств убеждены, что все эти вещи, которые запретила Тора, — представляют собою ложь и суету, которыми могли увлекаться люди, лишенные всякого смысла". — Л. К.].

В Средние века под влиянием окружающей среды сильно разрослась y евреев область суеверия; появилась обширная литература С.; ими прониклись религиозные церемонии. Евреи и христиане заимствовали суеверия друг y друга. В латинских и греческих заклинаниях, магических амулетах часто употреблялись еврейские слова, значения которых не были понятны христианам, с другой стороны, в еврейских магических формулах появились греческие и латинские слова, непонятные евреям. Борьба раввинов с распространением суеверных взглядов и обрядов не имела успеха; только в новые времена становится возможным искоренять С. из чистой монотеистической религии иудаизма. — Ср.: Güdemann, Geschichte des Erziehungswesens und der Cultur der abendländischen Juden, Вена, 1880—88; D. Joël, Der Aberglaube und die Stellung des Judentums zu demselben, в Jahresbericht des jüdisch-theologischen Seminars Fränckelscher Stiftung, Бреславль, 1881—83; Blau, Das altjudische Zauberwesen, в Jahresbericht der Landes-Rabbinerschule, Будапешт, 1898.

Раздел3.

C. в новое время. В последние годы появилось несколько сочинений, где собраны суеверные взгляды и обычаи еврейского простонародья, распространенные особенно в Восточной Европе. Во многих случаях весьма трудно определить, имеют ли С. оригинальное еврейское происхождение или позаимствованы от других народов. Из Восточной Европы С. перенесены в Англию и Америку, особенно в восточные кварталы Нью-Йорка. Глубоко укоренилась вера в действительную силу дурного глаза и сновидений. С целью предохранения от дурного глаза и вообще от всякого зла матери прибегают часто к такому средству: они трижды целуют ребенка, отплевываясь после каждого поцелуя. Вообще отплевыванию придается большое значение в еврейском фольклоре. Если кто-нибудь видел дурной сон и хочет забыть ο нем, то он должен три раза сплюнуть (Mitteilung; der Gesellschaft für jüdische Volkskunde, X, 114). — Интересны способы борьбы с эпидемическими болезнями. В крупном бедствии виноват большой грешник, живущий в данной местности; раввин объявляет, что отлучается от общины тот, кто, совершив большой грех, не заявит ему тотчас об этом. Когда грешник объявится и понесет возложенное на него наказание, эпидемия, по народному поверью, прекратится. Во время холеры литовские евреи устраивают на кладбищах свадьбы между калеками. В Пинске и других местах устраивали свадьбу двух сирот под черным балдахином (хуппа) на могилах их родителей. В некоторых захолустных местностях в таких случаях устраивают даже на кладбище формальное венчание между женщиной и каким-либо мертвецом. В Галиции принято во время эпидемии делать на стенах домов надпись: "Здесь уже была холера" (или тиф и др.), или же вешают на дверь запертый замок, a ключ забрасывают (ib., 80—82). Несколько курьезных обычаев указаны в замечательном завещания Иуды Хасида. Так, при освящении нового кладбища принято убивать петуха и хоронить как первую добычу смерти. Особенное внимание обращается на то, кто первый будет похоронен на новом кладбище. Небольшие общины иногда приписывают к себе дряхлого старика, чтобы он был первым похоронен. Евреи южно-русских еврейских земледельческих колоний верят, что по ночам в конюшнях бродят "мазиким", красиво заплетающие гривы их лошадей и даже волосы людей, там спящих. Очень много С. связано с религиозными воззрениями народа. До сих пор счастливым днем для начала дела или путешествия считается вторник, потому что в описании третьего дня сотворения мира два раза сказано: "Бог увидел, что было хорошо". Напротив, несчастным днем считается понедельник, потому что в этот день ни разу не сказано: "Бог увидел" и т. д. Об этом поверье, распространенном поныне, упоминается еще в Талмуде (Пес., 2а). Месяц Адар считается счастливым потому, что в этом месяце родился Моисей. Как известно, связь между временем и судьбой признается почти всеми народами; однако следовать этому прямо запрещается талмудическим законом (см. Маймонид, ibid., XI, § 8, 9). Таким же общераспространенным среди всех народов является поверье, что не надо делать починок на платье в то время, когда человек одет в это платье, потому что при этом можно "зашить память". Если в доме есть опасно больной, его ближайшие родственницы отправляются на кладбище и свечными фитилями измеряют длину могил благочестивых мужей, там похороненных; эти фитили идут на свечи, которые зажигаются в синагоге. — В "Сефер Рефуот" приводится множество суеверных обрядов, производимых над больным с целью его излечения. Алжирские евреи убивают черного петуха и вымазывают его кровью грудь и лоб больного. В Галиции считают, что если y ребенка конвульсии, виновником их является вошедший в ребенка злой дух; чтобы изгнать его, надо разбить горшок или тарелку пред лицом ребенка (Urquell, II, 33). — Если после венчания жених первый дотронулся до руки невесты, то он будет господином в семье, и наоборот. Сестры не должны выходить замуж в один день, чтобы дурной глаз не повредил родителям (Сефер Хасидим, 23). He следует переступать через ребенка, ибо он вследствие этого не будет расти; чтобы исправить неосторожность, надо переступить еще раз в обратную сторону (Urquell, II, 111). У всех народов распространено поверие, что можно стать невидимкой, если совершить некоторые подвиги, Существует поговорка, указывающая, как саркастически народ иногда сам относится к суевериям в области народной медицины: "Это помогает, как прошлогодний снег против головной боли". — Ср.: Brecher, Das Transcendentale im Talmud; Güdemann, Gesch., II, 326, и след.; Leo Wiener, Yiddisch Litterature, стр. 50, 51, примечание; Mitteilungen der Gesellschaft für jüdische Volkskunde, 1897—1905. Много суеверных обычаев и взглядов собрал Шиффер среди нью-йоркских эмигрантов из Восточной Европы (Urquell, 2 тома). [Jew. Enc., XI, 597—601]. См. Амулеты.

Раздел6.




   





Rambler's Top100