Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Трансильвания

(по-венгерски Erdély, по-немецки Siebenbürgen, откуда часто по-русски: Семиградье) — бывшее великое княжество, ныне часть Венгрии. По мнению некоторых историков, первые евреи, поселившиеся в T., были подданными персидского царя Ксеркса и скрылись здесь после знаменитой битвы у Саламина. Другие исследователи относят появление евреев в Т. ко времени Децебала (при римском императоре Домициане), который будто поселил во Фракии евреев. Во всяком случае, в 105 г. после Р. Хр., когда Т. подпала под власть Рима, евреи уже жили в T., хотя первое официальное упоминание о них относится лишь к 1578 г. В декрете этого года, выпущенном национальным собранием в Колошваре и регулирующем право пребывания греков и евреев в T., говорится (ст. 22-я), что евреи и греки могут заниматься торговлей лишь в определенных городах; евреям был отведен для торговли так назыв. locus depositionis, лишь один Gyulafehérvár (Karlsburg, когда-то называвшийся Alba Karolina, Alba Julia, Weissenburg); он находился на турецкой границе, и через руки евреев производился обмен товаров между Т. и Турцией. В 1623 г. великий князь Габриель Бетлен предоставил евреям Т. привилегии, гарантировал им свободное исповедание веры. В 1627 г. распоряжение Габриеля Бетлена было одобрено национальным собранием. Однако национальное собрание 1650 г. настаивало на том, чтобы евреи были ограничены в отношении торговли и передвижения и, подобно грекам, носили особые платья и отличительные знаки на одежде, а великий князь Георг Ракоци, известный своим фанатизмом, еще более ограничил права евреев. Gyulafehérvár был назначен единственным их местопребыванием; даже до середины 19 в. только здесь существовали евр. община и бет-дин. В 1588 г. была основана Андреем Ээши (Eössy) секта саббатариан. Ээши считал евреев избранным народом и их религию единственно истинной. Саббатариане соблюдали евр. законы о пище, еврейские праздники, особенно строго — субботний отдых, и т. д. Жестокие преследования Габриеля Бетлена и Георга Ракоци привели к тому, что саббатариане все более и более уклонялись от христианской веры и приближались к иудаизму. Массами переходили они в еврейство и, в конце концов, осталась лишь одна небольшая группа, которая носила организованный характер в одном лишь Bözöd-Ujfaly, где секта существует и ныне. В шестидесятых годах 19 века либеральный министр Этвеш разрешил саббатарианам официально примкнуть к иудаизму. В 1905 г. в Т. насчитывалось 59239 евреев. По 15 комитатам Т. евр. население распределялось: в Also-Fehér (гл. гор. упомянутый выше Gyulafehérvár) — 3852, в Brasso (гл. гор. Кронштадт) — 1250, в Besztercse-Naszod — 6346, в Csik — 1514, в Haromszek — 888, в Hunyad — 4032, в Szolnok-Doboka — 2256, в Szeben (гл. гор. Германштадт) — 1083, в Nagyküküllo — 1084, в Torda-Aranyos — 2791, в Kisküküllo — 1614, в Kolosz — 5124, в Maros-Torda — 3340, остальные в Togaras'е.

Ср.: А magyarоrszági zsidóságról, I, А magyarorsági zsidók statistikaja (ifj. Weszpremy, Kalm), 1907; S. Kohn, А Szombatosok, torténetük, Dogmatikajuk, és irodalmuk, Будапешт, 1888; H. Hazai, Munkálatok а Szombatosokrol, ibid., 1903; Eisler, Ar Erdélyi Zsidók Multjábol, Клаузенбург, 1901. [J. E., XII, 234—235].

Раздел6.




   





Rambler's Top100