Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Труд

— по представлению Библии, Господь — вечный труженик, создатель вселенной, управляющий миром, не ведающий ни "дремоты, ни сна", "ни утомления, ни усталости" (Быт., 1; Псал. 121, 3; Ис., 40, 28). И создав человека по подобию Своему, Он поместил его в сад Эден, чтобы он "обрабатывал и стерег его" (Быт., 2, 15). После грехопадения Адам изгоняется, и для его исправления на него возлагается труд "в поте лица", как средство, которое приведет его к высшим степеням культуры. Установление субботы объясняется Библией, как благословение Т. Венчая работу Творца, она должна увенчать и недельный Т. человека (Быт., 2, 3). Это высокое представление о Т. и придает еврейской субботе ту характерную черту, которая отличает ее от субботы вавилонян — наслаждение покоем, отдыхом от работы. Глубокое уважение к работе настолько проникло в дух еврейства, что, проходя полем, где люди трудились, еврей встречал трудящегося благословением (Пс., 129, 8; Судьи, 6, 11—12). "Божье благословение всегда на работе людской" (Втор., 28, 12; ср. Пс., 128, 2). Книга Притч многократно предостерегает от лени, как матери бедности и нужды (25, 29—34 и в др. местах), поучая людей учиться трудолюбию у муравья и у пчелы (ib., 6, 6—11).

В Талмуде. Еще больше, чем Библия, рекомендуют Т. талмудисты. "Возлюби Т. и удаляйся от барства", — гласит изречение Шемаии (Аб., 1, 10). "Выше работа трудящегося, чем ленивое благочестие, ибо сказано: Если будешь есть от трудов рук твоих, блажен ты и благо будет тебе" (Пс., 128, 2); "Блажен ты в мире сем, и благо тебе и в мире будущем" (Бер., 8а). "Община святых" (Edah kedoschah) делила день на три части, посвящая одну молитве, вторую — работе, а третью — изучению Св. Закона (Koh. r. к 9, 9). "T. облагораживает человека", — сказано в Нед., 49б. "Как бы ни был унизителен T., он не так унижает, как лень". "Да не скажет кто-нибудь: я потомок знатных и не должен зарабатывать на жизнь трудом" (Б. Б., 110a); "Даже в раю Адаму было разрешено есть лишь после того, как он заработал свой хлеб трудом"; "Свою Шехину Господь простер на израильтян лишь после того, как они потрудились над построением скинии Завета" (Аб. p. H., XI). Традиция гласит, что и манна была дана в пустыне, чтобы израильтяне имели работу, собирая ее (Мех., Бешал., IV). По мнению р. Элиезера, женщина обязана работать, даже имея в своем распоряжении сотню служанок (Кет., 59б). Характерна пословица: "Семь лет будет голод, а в дверь рабочего не войдет" (Санг., 29а). Во всю эпоху Талмуда господствовал взгляд, что изучение Торы должно идти рука об руку с какой-нибудь работой; согласно Аб., II, 2: "Тора без работы — в конце концов рухнет" (см. Ремесло). — Ср.: Hamburger, RBT., I, s. v. Arbeit. [J. E., VII, 509].

Раздел1.

Раздел3.




   





Rambler's Top100