Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Тунис

(Tunis, франц. Tunesie) — прежде вассальное государство Оттоманской империи, на северном берегу Африки, с 1881 года находится под французским протекторатом. Потомки древних еврейских поселенцев, следы которых заметны среди мусульман-номадов, сохранили предание, будто предки их осели здесь еще задолго до разрушения первого храма. Факт существования здесь еврейских поселенцев ко времени возникновения христианства не подлежит сомнению. Это доказывается памятниками, найденными в Chamman al-Latif'е Prudhomme'oм в 1883 г. (см. Mémoirs de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 1883; Revue Archéologique, март и апрель, 1883; REJ., 1886). После падения Иудеи много евреев было переведено Титом в Мавританию, и некоторые из них поселились в нынешнем Т. Эти первые поселенцы занимались земледелием, скотоводством и торговлей. Они делились на кланы, во главе которых стояли старейшины, и обязаны были выплачивать Риму по два сикля. Под владычеством Рима, а затем вандалов (429), евреи Т. достигли благосостояния, и число их сильно возросло. Собор представителей африканской церкви нашел нужным предпринять ряд репрессий по отношению к ним. Когда вандальское царство было разрушено Велизарием (534), Юстиниан издал эдикт, в силу которого евреи были поставлены на одну доску с арианами и язычниками (Novellae, XXXVII). В седьмом веке еврейское население Туниса возросло за счет беглецов из Испании, которые спасались от вестготского царя Сизебута и его преемников. По словам арабских историков, евреи сильно смешались с туземцами-берберами и обратили несколько влиятельных племен в иудейство, которое они исповедовали вплоть до восшествия на престол основателя династии Идризидов. Al-Kairuvani утверждает, что при взятии Бизерты (Hippo-Zaritus) Гасаном в 698 г. округом управлял еврей. Когда Т. вошел в состав Багдадского халифата, новый приток евреев направился в Т. Евреи Т. подпали под действие эдиктов Омара.

В 788 г. имам Идрис отложился от Багдадского халифата; евреи Т. вступили в его армию, образуя отдельный отряд под предводительством Вениамина бен-Иошафата бен-Абиэзера. Скоро евреи отказались помогать ему, потому что им пришлось сражаться со своими единоверцами, остававшимися верными халифату; затем поведение самого Идриса по отношению к союзникам, или вернее к их женам, было оскорбительно. Идрис победил, и тогда он стал мстить евреям, которые вынуждены были подчиниться ему, платить ежегодный поголовный налог и доставлять известное число девушек в его гарем. Только одно племя Ubaid Allah предпочло эмигрировать на Восток, и, по словам предания, евреи острова Gerba являются потомками его. В 793 г. Имам Идрис был отравлен по приказу Гарун-аль-Рашида, и в 800 г. власть перешла к династии Аглабитидов. Пока власть находилась в руках вышеупомянутой династии, евреям Т. жилось очень хорошо. Бизерта по-прежнему управлялась евреем, и евреи вообще пользовались значительным влиянием в управлении страною. Особенно цветущим состоянием славилась община города Каирвана, основанная р. Укбой ибн-Наси в 670 г. Упадок стал замечаться с воцарением Зиритида аль-Муиззы (1016—62), преследовавшего евреев наравне с другими иноверцами. Многие жители Каирвана удалились в T., благодаря чему значение последнего возросло. Гибельным для еврейского населения Т. был переход провинции Магреб в руки Омайядов (1146). Евреям и христианам было предоставлено на выбор: признать Магомета или оставить страну. Ту же политику по отношению к евреям продолжали и преемники Абд-аль-Мумина, что приводило к переходу евреев в ислам или выселению их. Однако и новые магометане не пользовались доверием султана, их принуждали носить одежду особого покроя и желтый головной убор. Духовное развитие евреев соответствовало их социальному положению. Маймонид, проживший некоторое время по пути в Египет на острове Gerba и в других местах Т., выражается о еврейском населении следующим образом: "Ум этого народа ленивый и очень тупой. По-моему, они более невежественны, чем остальные люди, хотя они привержены к Богу. Я свидетельствую, что они подобны караимам, не имеющим устного учения. Они не проявляют ясного ума, изучая Пятикнижие, Пророков и Талмуд, несмотря на то, что у них есть и раввины и "дайяним". Что касается их взглядов на женщину, нечистую в ритуальном смысле, то они вполне разделяют верования и обычаи Bene-Meos, мусульманского племени, живущего в том же краю. Они не глядят на такую женщину, не смотрят ни на нее, ни на ее платье. Они не говорят с нею и даже остерегаются ступать на то место, где она ходила". Соблюдая строгим образом все праздники, жители Т. того времени не праздновали так называемых "вторых дней", не знали о существовании "Пурим".

С восшествием на престол династии Chafsit'а (1236) положение евреев Т. улучшилось. Значительные общины имелись тогда в Каирване, Медии, Калае, на острове Gerba и в Т. В качестве иностранцев, они сначала не имели права селиться внутри самого города T. и занимали особое здание вне стен его, так называемый "фундук"; впоследствии Sidi Mahrez, бывший сподвижник Абд-аль-Мумина, выхлопотал им разрешение селиться и внутри города, правда, в особом квартале "Нirа", составлявшем тунисское гетто вплоть до 1857 г. Когда в 1270 г. крестовый поход, предпринятый Людовиком Святым, кончился неудачей, Каирван и Хаммат были объявлены священными городами. Евреям пришлось либо перейти в ислам, либо покинуть эти города. Вплоть до занятия этих городов французами в 1857 г. евреи и христиане не имели права переночевать здесь, а днем доступ был возможен для них только с особого на то разрешения губернатора. Доказательством ужасного положения евреев Т. в 14 и 15 вв. может служить тот факт, что лишь незначительное число беглецов из Испании и Португалии поселилось здесь, другие предпочли Марокко и Алжир. У евреев Т. не было ни одного раввина или талмудиста, достойного быть отмеченным, и за разрешением самых обыкновенных вопросов религии они обращались к алжирским и марокканским своим единоверцам. Общинными делами ведал назначенный правительством совет, в круг обязанностей которого входило отправление правосудия среди евреев, а главным образом, взимание налогов. Последних у евреев Т. было три категории: 1) общественные, которые каждый нес, сообразно своему имущественному положению; 2) поголовный налог и 3) общий налог, который платили и мусульмане. Вся торговля была в руках евреев, к помощи которых вынуждено было обращаться и правительство для эксплуатации своих монополий, а с 14 века еврею даже доверили пост главного сборщика податей — kaid'а; он являлся, вместе с тем, посредником между правительством и евреями и был старшим в общине. Члены совета и раввины назначались по его представлению, и все решения старейшин нуждались в его утверждении. С 1535 г. до 1574 г. Т. был в руках испанцев, и евреям пришлось много вытерпеть за это время. Когда Т. был затем занят турками, они снова получили свободу совести и право самоуправления, хотя всегда терпели от капризов князей, а порою от фанатизма толпы, и слишком зависели от произвола самых мелких чиновников, имевших право посылать их на принудительную работу. Евреям было предписано ношение особого костюма: синяя блуза, без ворота или рукавов, широкие полотняные шаровары, черные туфли, маленькая шапочка черного цвета. Чулки надевать разрешалось только зимою. Еврею запрещалось ездить на лошадях, он мог пользоваться только ослами, и то без седла. С тех пор как в Т. усилилось значение агентов европейских держав, положение евреев значительно улучшилось. Агенты были на страже интересов христиан, а законоположение Т. ставило последних наравне с евреями. Мордухай Ноах (см.) описывает положение евреев Т. следующим образом: "Несмотря на все стеснения, евреи являются здесь во главе всего. В Варварии они — виднейшие купцы, они стоят во главе таможни и берут на откуп доходы казны. В их руках экспорт многих продуктов и монополия разных отраслей торговли, контроль над монетным двором и чеканкой; они же служат беям поставщиками ювелирных изделий и ценных вещей, состоят их финансистами, секретарями и толмачами." — Временем, счастливым для евреев T., было долгое царствование Ахмед-Бея. Вступая на престол, сын его Мохаммед-Бей (1855) отменил принудительные работы, тяготевшие над ними. Мохаммед-Бей обнародовал конституцию, в силу которой все население Туниса, без исключения, получило равноправие. В 1864 г. конституция была отменена вследствие восстания, и несколько еврейских общин даже сильно пострадали при этом, особенно в городе Сфакс. Однако боязнь иностранного вмешательства заставила правительство держаться осмотрительной политики по отношению к евреям. В 1881 г. был провозглашен протекторат Франции над T., и евреи стали пользоваться в нем всеми правами наравне с мусульманским населением. — Главная масса еврейского населения T., т. е. около 30000 из 50000, живет в городе Т. Еврейское население Т. делится на две общины: "Tunsi", т. е. потомки первых поселенцев, и "Grana" (от слова Granada), потомки выходцев из Испании, Португалии и гор. Ливорно ("Gornejim"). Последние поселились здесь в 17 и 18 вв. Выходцы из Испании образовали в 16 в. самостоятельную общину "Kehal Gerusch", отправлявшую свое богослужение в большой синагоге, в особом месте. Новая община возросла с прибытием евреев из Ливорно, она обзавелась собственной синагогой и своим раввинатом. Во всем остальном обе общины составляли одно целое под властью каида. Община "Grana" получила полную автономию в 1824 году от Гуссейн-Бея. Вместе с ростом благосостояния евреев T. росло и их духовное развитие. В середине 17 в. сюда эмигрировал один потомок Цемах-Давида и устроил талмуд-тору, давшую впоследствии много знатоков Талмуда. В лице Исаака Ломброзо (1710—52), главного раввина T., мы имеем комментатора Талмуда, автора "Zera Izchak". Книга эта, появившаяся посмертным изданием, — первое по времени еврейское произведение, изданное в Т. Из других раввинов Туниса следует отметить Рафаэля Альфаси, Натана бен-Авраам Бургеля, автора "Chok Natan" — новеллы к отделу Мишны Kadaschim и к трактату Harajot etc.; p. Илию Хай Вита Бургеля, автора "Migdanot Natan". Наиболее выдающимися раввинами 19 века следует признать: Иосифа Бургеля — автора "Zera de Joseph"; Исаака Тайиба — автора "Erech ha-Schulchan", новелл к Шулхан Аруху "Chukkot ha-Pesach" и "Wawe ha-Ammudim"; Иуду Наджара (?) — автора "Ohole Jehudah", "Schebut Jehudah", "Alfe Jehudah", "Moade Adonaj" и "Simchat Jehudah" и мн. др.

Андалузская улица в Тунисе, заселенная евреями.

Раввины Т. имеют власть решать дела гражданские, коммерческие, но не уголовные.

Раввин в Тунисе.

В гор. Т. 27 синагог; самыми большими являются синагоги португизов и большая синагога Tunsi.

Синагога в Тунисе.

Большинство евреев Т. занимается торговлей; лиц свободных профессий немного. Из других общин Т. следует отметить: Бизерту — с еврейским населением в 600 человек; Габес (Gabés) — 500 евреев; Джербу — 4500 евреев, синагога; Голетту — 400 евреев, синагога; Кефф (Keff) — 400 евреев, синагога; Медию (Mehdia) — 100 евр., Набель — 1500 евреев; Порта-Фарина — 1500 евреев; Рас-эль-Джабель (Ras еl Jabel) — 600 евреев, две синагоги; Солиман — 700 евреев, и Сузу (Susa) — 600 евреев. В T., Медии, Сузе и некоторых других городах имеются школы Alliance Israélite Universelle. Особые еврейские школы основаны правительством в городах Сфакс и Габес. Гигиенические условия жизни евреев Т. дали чрезвычайно любопытный материал французским военно-санитарным врачам Testivint'у и Reinbinger'у. На основании собранных ими данных за время 1894—1900 гг. смертность среди мусульман Т. выражалась цифрою 11,30 на каждую 1000 чел., среди европейцев — 5,13, а среди евреев — лишь 0,75 ("Revue d'Hygiène", XX, № 11). Евреи "Tunsi" сохранили несколько обычаев, которых мы не находим ни у сефардов, ни у ашкеназов, особенно в богослужении; некоторые молитвы читаются по-арабски. Маца им не известна. Tunsi пекут нечто вроде баранок. Произношение еврейского языка приближается у них к арабскому, и между долгими и краткими гласными они не делают различия. Kamez произносится а, а zere — как chirik; segol же приближается к patach. В прοизношении часто заменяют פ и נ, не различая между подвижным и неподвижным schewa. Оба субботних отдела Библии — Mattot и Masse — они делят тогда, когда все евреи соединяют, и наоборот. Вопреки Масоре, они делят Мischpatim на две части: Mischpatim и Im Kesef. Существует у них и другой порядок чтения "гафторот", и они не следуют указаниям Каро при резке скота, придерживаясь более древних авторитетов, менее требовательных в этом отношении. Нередки между ними браки в 12 и 13 лет; свадебные обряды исполняются в синагоге. Головы жениха и невесты покрыты "талитом". По пятницам еврейки "Tunsi" отправляются на кладбище, где приводят в порядок памятники покойных родственников и знакомых. Кладбище находится обыкновенно за городом, редко огорожено; плоские памятники не возвышаются более чем на шесть дюймов над почвой.

Ср.: L. Addison, The Prеsent State of the Jews in the Barbary States, 1675; Morgan, Istoria degli Stati d'Algeri, Tunisi, Tripoli e Marocco, Лондон, 1784; D. Cazés, Essai sur l'histoire des Israélites de Tunisie, Париж, 1888; Marcus Fischer, Toledot Jeschurun, Прага, 1817; E. Mercier, Histoire de l'Afrique Septentrionnale, I, 167, Париж, 1888; Grätz, Gesch., V, 236 и сл., VI, 6, 9 и сл.; Eliezer Aschkenazi в Ha-Lebanon, II, 181 и сл.; III, 6 и сл.; IV, 75 и сл.; V, 236 и сл.; VI, 85 и сл.; Freund, Vom Tunesischen Judenthum в Jeschurun, ΙV, 592; Cognât, Israélites à Tunis, в Tour de Monde, 1893, II, 98; J. Chalom, Les Israélites de la Tunisie, 1908; E. Fitoussi, L'Etat tunisien, 1901; Zeys, Code annoté de la Tunisie, 1901, supplem., 1905. [J. E., XII, 271—277].

Раздел6.




   





Rambler's Top100