Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Тургенев, Иван Сергеевич

— знаменитый русский писатель (1818—1883), по своему мировоззрению был решительным и последовательным либералом, и следовательно, не мог не быть сторонником еврейского равноправия; но в своих печатных произведениях он по этому вопросу никогда не высказывался. Выросший в помещичьей среде в первой половине 19 в., T., однако, во всю свою жизнь не отделался от некоторого налета слегка презрительного или, скорее, иронического отношения к евреям, и следы такого отношения кое-где — хотя и не часто — чувствуются в его произведениях. Вообще евреев он касался очень мало. Только в одном его рассказе "Жид" (1846) главным героем является еврей. В нем изображен еврей-фактор, находящийся в русской армии во время ее похода через Пруссию в 1813 г.; фактор промышляет всем, чем можно; между прочим, прельщает офицера своею красавицею дочерью, пользуясь ею для выпрашивания у офицеров денег, однако блюдет ее честь от офицерских посягательств; в то же время, он является неприятельским шпионом и, в конце концов, попадает на виселицу. Он изображен в общем с отрицательной и всего более с комической стороны; но изображен совершенно индивидуально, так что автор не дает права переносить его отрицательные черты на целое племя, и только искаженный русский язык героя является типически национальным. Смерть еврея на виселице написана так, что оставляет у читателя щемящее чувство жалости к несчастному, заставляя забыть и о поводе к ней, и о жадности, и οбо всех других некрасивых чертах "жида". Видную роль играет еврей также в "Конце Чертопханова" (в "Записках охотника"). Чертопханов спасает еврея из рук мужиков, которые бьют его ни за что, ни прο что, просто как еврея, за то, что "Христа распял"; еврей обнаруживает такое глубокое чувство благодарности, что не ожидавший этого Чертопханов говорит ему: "Лейба, ты хотя еврей, и вера твоя поганая, а душа у тебя лучше иной христианской", — и в данном случае чувствуется, что Чертопханов в оценке личных достоинств еврея выражает вполне мнение автора. — Мимоходом у T. не раз говорится о "жидах"; например, в "Двух помещиках" упоминается о составе для окрашивания волос, "купленном у жида, выдававшего себя за армянина", или в "Гамлете Щигровского уезда" упоминается о "навязчивых молодчиках еврейского происхождения" и т. д. Но везде видно, что чувство, которое Т. испытывал к евреям, не было, действительно, глубокой антипатией, а не более чем склонностью посмеиваться над ними, главным образом, над внешними чертами, выговором, манерой говорить и т. д., и что не только всякому антисемитизму в смысле определенного политического направления, но даже юдофобству, т. е. вражде, серьезной нелюбви к евреям, Т. был совершенно чужд. — Когда после погромов 1881 г. И. Соркин (см.) обратился к Т. с просьбой откликнуться на ужасное событие, Т. ответил, что как публицист он не имеет никакого значения, и его выступление скорее повредило бы еврейскому делу, но как беллетрист он намеревается коснуться этого вопроса в отдельном произведении. Имеется указание, что Т. опасался, что его обвинят, будто он куплен евреями ("Нед. Хроника Восхода", 1883 г., № 35, стр. 455, № 40, стр. 607—608). Из переписки Т. видно, что в жизни он относился с величайшей симпатией к очень многим евреям и с отличавшей его добротой помогал им и хлопотал о них, доставал молодым учащимся евреям стипендии и т. д. (см., например, его письмо к Полякову об одном русском еврее в "Первом Собрании писем И. С. Тургенева", СПб., 1884, стр. 387).

В. Водовозов.

Раздел8.




   





Rambler's Top100