Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Ула

(Улла, אלוע; это имя без ו упоминается в I Хрон., 7, 39) — имя амораев в Талмуде и Мидрашим.

1) У. (אלוע, в Иер. несколько раз אליה ׳ר, иначе אל ׳ד; Иер. Горайот, I, 3; Маас. Шени, V) — жил на рубеже 3 и 4 вв. в Палестине и Вавилонии. Тадмуд вавилонский упоминает лишь один раз имя его отца, р. Измаила (Санг., 92а), в иерусал. же, наоборот, редко, когда его имя фигурирует без отчества. Учителями р. У. были р. Иоханан, от имени которого он часто приводил сентенции, р. Элеазар бен-Педот (Иер., Назир, IX, 2 etc.) и р. Симон бен-Лакиш (Санг., 24а). Некоторые галахи приведены У. от имени р. Иошуи бен-Леви (Б. М., 9б; Хул., 122а), р. Ошаии (Хул., 76а) и Рава (Шаб., 113б). Из Палестины У. переселился в Вавилонию, а затем вернулся обратно (Нед., 22а). В Талмуде имеется много указаний на то высокое уважение, которым пользовался У.; под словами "наши учителя, прибывшие из Палестины", לארשי ץראמ ןידרויה וניתונר (Бер., 38б), подразумевали У.; р. Нахман, зять наси, титулует его רמ (Бер., 51б). Однако сомнительно, чтобы הנר אלוע ׳ר (Кет., 65б и Кед., 31а) относилось к У., так как при всем его значении он титула "раби" не получил, почему никогда и не упоминается, как "р. У.", что, однако, не помешало тому, чтобы многие амораи, современники его, а также последующих поколений, приводили галахи от имени У., напр. p. Axa бар Ада (Б. М., 117б), р. Гамнуна (Шаб., 10б), р. Хия бар Абба (Хаг., 25б), р. Хия бар Ами (Бер., 8а), р. Хия (Санг., 26а) и т. д. По-видимому, это был человек прямой, не стеснявшийся резко отзываться о своих современниках, см. Кид., 45б о р. Гуне. Известная рознь между учеными Вавилонии и Палестины отразилась в резком отзыве У. о вавилонянах и их ученых (Таан., 9б и др.; Пес., 88а). В агаде имя У. встречается сравнительно редко; наиболее известно его указание о происхождении пророков и их родины (Мег., 15а). У. умер в Вавилонии, но был предан земле в Палестине (Кет., 111a; Иер. Кил.). Два брата У., р. Янай бен-Исмаил, упоминаемый в иерусал. и вавилонском Талмуде и в Мидраше, и р. Иудан бен-Исмаил (см.), упоминаемый только в иерусалимском Талмуде, были также амораи. Таковым же был и сын У., Раба бен-Ула, который цитируется вавилонским Талмудом (Шаб., 83б). — 2) У. Раба (הנר אלוע), современник Рава, уроженец Палестины, переселившийся в Вавилонию. Сентенции, связанные с его именем, встречаются в обоих Талмудах, где он упоминается, как р. У., см. Хул., 131б; Санг., 28а и Кид., 31б. — 3) Ула бар Абба (אנא רנ אלוע), упоминается в Кет., 74б и в Санг., 8б. — 4) У. бар Хинена (אנניח רנ א׳וע) — автор некоторых "барайтот" в Сук., 33а и 36а. — 5) У. бар Заккай (יאכז רנ אלוע), упоминается в Хул., 52а, как это следует читать, судя по рукописи Гемары и следуя тексту полного Юхасина, 174. — 6) У. бар Манассия (אישנמ רנ אלוע), упоминается в Гит., 79а. — 7) У. бар Рав (נר רנ אלוע), упоминается в Мег., 21б; Пес., 117б. — 8) р. У. Хазана ди-Кеништа ди-Баблаи (יאלננד אתשינכד אנזח אלוע נר); кантор (или служка) синагоги вавилонян (Иер. Иома, 87, 1; Мег., 4, 5), как это следует читать, судя по "Or zarua", II, 10, 48, и по изданию Max. Miller'а, Soferim, XI.

Ср.: Heilprin, Seder Ha-Dorot, II, s. v.; Frankel, Mebo ha-Jeruschalmi, Bacher, Ag. Bab. Am., 93—97; Halevy, Dorot Ha-Rischonim, II.

Б. Ратнер.

Раздел3.




   





Rambler's Top100