Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Филистея

(םיתשלפ ץרא; תשלפ; второе название встречается только в поэтических местах Библии, напр. Исх., 15, 14 и др.) — название страны, в которой жили филистимляне (םיתשלפ). Она занимала южную часть прибрежной полосы Палестины (см.). Если считать Рафию (III Макк., 1, 1; ныне Теll Refach) самым южным городом Ф. и Яффу самым северным городом ее, а горный хребет Палестины ее восточной границей, включая, таким образом, в Ф. и Шефелу, то получится площадь длиною в 100 км и шириною в 60 км на юге, 20 км на севере. В этой стране лежали знаменитые пять больших городов: Газа, Ашкалон (см. Аскалон), Экрон, Ашдод и столица Гат (см. соответствующие статьи). Ф. принадлежал также город Циклаг (см.). Значение этой страны было связано не столько с ее положением на берегу Средиземного моря, сколько с тем обстоятельством, что по ней проходила ближайшая дорога из Египта в Палестину. Первые известия о Ф. найдены на египетских памятниках и на телл-эл-амарнских таблицах. Тотмес III, покоривший около 1500 г. до христианск. эры всю Сирию до Евфрата, считает эту область принадлежащей стране Charu (т. е. Южной Палестине). Яффу завоевал его полководец (Thwti; Papyrus Harris, 500). Амарнские таблицы (около 1400 г.) упоминают Hazati (= Газа), Aschkaluna и Japu. Памятники Рамзеса II (около 1280 г.) повествуют о покорении Аскалона этим царем, причем нарисованные на них защитники этого города изобличают тип хананейцев. Из этого видно, что еще в то время жители Ф. были той же расы, что и остальной Палестины. Немногие имена, сохранившиеся из того времени, также показывают, что население Ф. было тогда хананейское. Согласно Библии, первобытные жители Ф. были не филистимляне, а аввеи (םיוע; см.), которые жили еще не в городах, а в подворьях (Втор., 2, 23). По тому же сообщению эти первобытные обитатели, жившие в Ф. до самой Газы, были истреблены выходцами из Кафтора (см.). О том, что позднейшие обитатели Ф. происходили из Кафтора, имеется и другое библейское сообщение: пророк Амос, желая выразить, что судьба всех народов находится в руках Божиих, и сравнивая евреев с другими народами, говорит от имени Бога: Не Я ли вывел Израиля из Египта, филистимлян — из Кафтора и Арама — из Кира? (Ам., 9, 7). Более точно сообщается в известной генеалогической таблице народов (Быт., 10, 14), что родоначальниками филистимлян были каслухим (см.), братья кафторимов, т. е. что филистимляне были ветвью народа, жившего в Каслохе, близ Кафтора. Впрочем, и после завоевания Ф. филистимлянами остатки первобытных аввеев, по-видимому, еще сохранились (ср. Иош., 13, 3). К первобытным жителям Ф. принадлежали также анаким (см.; ср. Иош., 11, 22) и рафаим (см. Рафа № 4). Из Кафтора, лежавшего при море (Иерем., 47, 4), каслухим проникли в прибрежье Палестины. На пямятниках егип. царя Рамзеса III (около 1208—1180 гг.) сообщается, что в его время вспыхнули беспорядки в северной и средней Сирии, виновниками которых были новые, раньше неизвестные народы. Названия их гласят: Purasati, Zakkari, Schakruscha, Dano (также Danona), Waschascha и (один раз) Schardana. Purasati всегда упоминаются первыми, из чего можно заключить, что они составляли главное племя. Это имя отожествляется многими учеными с библейскими пелиштим (филистимляне), так как египтяне передают звук л через р. Рамсес III разбил эти племена на море и на суше. Однако нашествие этих новых племен имело успех, так как владычество египтян в южной Сирии пришло в упадок уже при Рамзесе III, а при его преемниках почти совсем уничтожилось. Около 1200—1150 гг. до христ. эры новым пришельцам, по-видимому, удалось завладеть палестинским побережьем от Кармела на севере до Газы на юге. Около 1050 г. египтянин Uno-Amon сообщает, что город Дор принадлежал Zakkari, во главе которых стоял князь Bidir (ср. Mitteil, d. Vorderas. Gesellsch., 14—27). Copoдичи Zakkari, Purasati, осели в южной части побережья. В. М. Мюллер полагает, что первоначальное произношение этого имени было Puläst(i). Возможно, впрочем, что название страны Пелешет (= Филистея) есть филистимское видоизменение семитич. слова Шефелет (= Шефела), т. е. низменность, и от названия страны образовалось название народа пелиштим (= филистимляне). Другие производят слово תשלפ, םיתשלפ от эфиопского корня falasch, означающего странствовать; םיתשלפ, по этой этимологии, значит "переселенцы", "пришельцы". На ассир. памятниках Ф. называется Palastu, Pilistu. По изображениям одежды и вооружениям филистимлян на егип. памятниках Мюллер относит их к народностям, обитавшим на южном берегу Малой Азии, и сопоставление, с одной стороны, названия "керетим" в применении к филистимлянам (Цеф., 2, 5; I Сам., 30, 14) и к телохранителям Давида (см. Керети и Пелети), а с другой стороны — карим (םירכ), т. е. карийцы (см.) — в применении к телохранителям других иудейских царей (II Цар., 11, 4, 19), привело к мнению, что филистимляне были родственны народностям Малой Азии и соседних островов (Крит и др.). Возможно, что родственные филистимлянам народности осели в юго-западной части Малой Азии и на островах и смешались с народами индоевропейской расы. Но нет основания отрицать верность библ. указания, согласно которому филистимляне были родственны египтянам (Быт., 10, 13, 14). В новой своей родине филистимляне переняли язык и религию семитов. В Библии всегда предполагается, что евреи и филистимляне изъяснялись на одном и том же языке. Названия городов филистимлян и их божеств (Дагон, Баал-Зебуб, Марна = אנרמ — наш господин, Деркето = Атаргатис, תרתשע = אתערתע) также семитские; только некоторые названия, как, напр., имя царя "Ахиш" (ср. Ikausu, царя Экрона на ассир. надписях и имя Ekaschô из страны Kefti в одном егип. тексте), "Пихол", название города "Циклаг" звучат не по-семитски. Князья филистимлян называются в Библии םינרם (сераним), что по Клостерманну соответствует греч. τύραννοι (тираны); но эта этимология навряд ли верна; скорее это слово имеет связь с семит. רש — начальник. O религии филистимлян см. Баал-Зебуб, Дагон, Деркето. В храмах у них стояли идолы (I Сам., 5, 2), которых они брали с собою на войну (II Сам., 5, 21). Особенно славились их волхвы, вещавшие по движению облаков (םיננוע, Исаия, 2, 6); были у них и другие вещатели, как и священники (I Сам., 6, 2). В Библии часто отмечается, что они были необрезаны (ib., 14, 6 и др.). В политическом отношении их страна разделялась на пять княжеств, по числу городов. В Гераре (см.), позже в Гате (см.), жил царь, который должен был руководиться мнением пяти князей (I Сам., 29, 3—10); он предводительствовал на войне и вступал в союзы (Быт., 21, 22 и сл.). Вооружение заключалось в войлочном шлеме, панцире, большом круглом щите, коротких копьях, больших мечах и боевых колесницах (W. М. Müller, Asien u. Europa, 364 и сл.). Если открытые Макалистром в Гезере своеобразные гробницы действительно принадлежат филистимлянам, как на это указывают некоторые особенности, то найденные в них остатки утвари и предметов украшения показывают, что филистимляне стояли на довольно высокой ступени культурного развития и находились в культурной связи с народами юго-западной Азии. Полагают даже, что филистимляне первые ввели в Палестину употребление железа, вытеснившего медь и бронзу. Особенно стали известными филистимляне войнами с израильтянами. По-видимому, филистимляне были нападающей стороной (об их отношениях к патриархам см. Авраам, Абимелех, Исаак). Хотя Ф. принадлежит к самым плодородным областям Палестины, однако она оказалась недостаточной для пропитания новых пришельцев. Они поэтому стремились завладеть соседними областями. В военной организации и боеспособности они превосходили евреев: война и грабежи были главным занятием филистимлян (характерно название одного из их главных городов — Ашдод, от דדש — грабить). Особенно, по-видимому, филистимляне стремились овладеть торговыми дорогами, ведущими в Дамаск и Месопотамию. Первые удары филистимлян были направлены, главным образом, против колен Дана и Вениамина, отчасти также против Иуды. Согласно Суд., 13, 1 филистимляне владычествовали над Израилем 40 лет. Первая серьезная попытка освобождения от владычества филистимлян была сделана под влиянием пророка Самуила (см.), но потерпела крушение: в битве под Афеком даже попал в руки филистимлян Ковчег Завета (I Сам., 4). Только через 20 лет евреям, под Камнем Победы (ןנא רזעה), удалось одержать большую победу (I Сам., 7). Вскоре филистимляне опять усилились, и их власть снова тяготела над Израилем. Последствием этого бедствия было возникновение в Израиле царской власти, задачей которой было освобождение от ига филистимского. Первый царь, Саул, не выполнил этой задачи (см. Ионатан, Саул, Давид). Но его преемник, царь Давид, окончательно освободил народ от гнета филистимлян. Во время Соломона филистимляне уже, по-видимому, находились в зависимости от евреев. С тех пор самостоятельной истории филистимлян больше не существовало. Войны между ними и евреями еще происходили, но уже не имели прежнего исторического значения. После нашествия егип. царя Шишака на Палестину Рехабеам укрепил много городов, расположенных близ Ф.: Лахиш, Марешу, Адуллам, Сохо, Гат, Азеку, Цореу и Аялон (II Хрон., 11, 7—12). Израильтяне во время царей Надаба и Элы воевали против филистимского города Гиббетона (I Цар., 15, 27; 16, 15 и сл.). Иудейскому царю Иегошафату филистимляне платили дань (II Хрон., 17, 11), но при его сыне Иегораме они вместе с арабами напали на Иудею и увели в плен даже жен и сыновей царя, похитив при этом все имущество последнего (ib., 21, 16, 17). Филистимский город Гат был позже завоеван арамейским царем Хазаелем (II Цар., 12, 18). О царе Уззии (см.) сообщает Хроника (II, 26, 6), что он разрушил крепостные стены этого города, как и стены Ябне и Ашдода. В округе последнего города и в других округах Ф. этот иудейский царь построил новые города (ib.). Положение переменилось при иудейском царе Ахазе; тогда филистимляне завоевали много иудейских городов в Шефеле и Негебе, также в колене Дан, напр. Бет-Шемеш, Аялон и др. (ib., 28, 18). Напротив того, иудейский царь Хизкия нанес филистимлянам поражение, дойдя до самой Газы (II Цар., 18, 8). Пророк Амос (I, 6—8) предвещал большие бедствия филистимским городам. Такие же угрожающие пророчества против Ф. мы читаем в Иер., 25, 20; Иезек., 25, 16—17; Цеф., 2, 4—7; Обад., 19; Зах., 9, 5—7. От ассирийцев филистимлянам пришлось много терпеть. Первый ассир. царь, бравший дань с филистимлян, был Адад-Нирари III (конец 9-го в.). Но только Тиглат-Пилесер III (см.) более тесно соединил Ф. с Ассирией. Царь Chanunu из Газы должен был бежать из своей столицы, но когда он признал верховенство Тиглат-Пилесера, то был оставлен на своем троне в качестве вассала Ассирии (см. Газа). В Аскалоне, после смерти царя Mitinti (תנתמ), который уже в 738 г. платил дань ассирийскому царю, Тиглат-Пилесер признал царем сына предыдущего, Rukibti, но в 732 г. последний потерял часть своих владений. В Ашдоде царь Asuri был за неблагонадежность лишен ассирийцами престола, и на его место назначен был его брат Achimeti. Партия националистов прогнала его и призвала на царство некоего Jamani (или Javani). Ашдодиты, по-видимому, надеялись на помощь со стороны Египта, но туртан (военачальник) Саргона покорил город (Исаия, 20, 1) и усмирил восстание. Ашдод и Гат были присоединены к Ассирии, жители уведены в плен, и на их место посланы чужие колонисты (в 711 г.). Однако в царствование Санхериба мы опять находим в Ашдоде царя Mitinti. В 701 г. царь Аскалона Zidka (הקדצ) заключил союз с иуд. царем Хизкией против Ассирии. Царь Экрона, Padi, стоявший на стороне ассирийцев, был своими же подданными выдан Хизкии. Но Санхерибу удалось восстановить свою власть в Экроне и Аскалоне. Царь Zidka был уведен в плен в Ассирию, и некий Scharru-Ludari назначен на его место. Когда Хизкия смирился перед Санхерибом, он выдал Padi в руки ассирийского царя; последний возвратил Padi город Экрон и завоеванные иудейские города разделил между ним и царями Mitinti из Ашдода и Zilbel из Газы. Когда могущество Ассирии стало падать, Египет снова попытался завладеть Сирией и вместе с ней Ф. Псамметих I (Псамтик; 645—610), согласно Геродоту (II, 157), осаждал Ашдод в продолжение 29 л. В Аскалоне, по словам же Геродота (I, 105), скифы разгромили храм Афродиты Урании ("Небесной Венеры"). Как отразился на Ф. поход фараона Нехо II (см.) на Сирию, неизвестно. О сопротивлении филистимских городов владычеству Навуходоносора, победившего Нехо при Каркемише (в 605 г.), нет известий. Во время Нехемии жители Ашдода враждебно относились ко вновь образованной иудейской общине (Hex., 4, 1), хотя иудеи брали себе жен отчасти и из Ашдода (ib., 13, 23). Язык ашдодитов разнился от иудейского (дети, рожденные от этих смешанных браков, не понимали языка своих отцов-иудеев, ib.; см. соотв. статью); однако монеты, чеканенные в Ашдоде, носят евр. надписи. Последнее показывает только, что евр. влияние было сильно в этом городе. По Геродоту (III, 91), филист. города вместе с Финикией и Кипром, во время Дария I, составляли пятую сатрапию Персии. Во времена Александра Македонского и диадохов Ф. разделяла участь всей Сирии. Во время маккавейских войн Ф. служила ареной кровавых столкновений между иудеями и их врагами. В Ашдоде Иуда Маккавей разрушил языческие жертвенники и идолы; оттуда и из других городов Ф. он унес большую добычу (I Макк., 5, 68). Ионатан покорил (в 147 г.) Яффу (ib., 10, 75—76) и, после победы над сирийским полководцем Аполлонием, сжег Ашдод и окрестные города и взял большую добычу (ib., 77—84). После этих побед Аскалон открыл ему свои ворота (ib., 86). В награду за эти подвиги царь Александр Балас подарил ему Экрон со всей областью (ib., 89). Позже (ок. 145 г.) Ионатан опять пошел на Аскалон, который добровольно сдался ему, сжег и разгромил непокорную Газу (ib., 11, 60—62). Вскоре после этого Симон Маккавей пошел на Аскалон, покорил Яффу и поставил там иудейский гарнизон (ib., 12, 33). Александр Яннай (см.) завершил завоевание южного побережья. Газу он предал огню. В 63 г. до хр. эры Помпей присоединил филист. города к римской провинции Сирии. Но Ю. Цезарь возвратил Яффу евреям. После разрушения Иерусалима Веспасианом филист. город Ямния (Ябне) стал духовным центром талмудического еврейства. Еще у Флавия и позднейших писателей Палестина (Пαλαιστίνη) означает страну Ф., но в других местах (напр. Прот. Апиона, I, 22) Флавий перенес это название на всю Св. Землю.

Ср.: PRE. XV, 338 и сл. (где указана литература); Enc. Bibl., s. v.; J. E., s. v.; соответствующиe места в сочин. по истории евреев Эвальда, Гитцига, Греца, Штаде, Гуте и др.

А. С. К.

Раздел1.




   





Rambler's Top100