Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Франк, Илья (Яков Исай)

(Elias Jacob) — врач. Учился в Берлине и Вильне; в 1794 г. после экзамена получил право практики в России. Жил в мест. Креславке, Витебской губернии. Он жил еще в 20-х годах 19 в. — одна из подсудимых по Велижскому делу (см.) заявила, что она поехала к Ф. лечиться. Когда Державин (см.), готовивший проект еврейской реформы, посетил в 1800 г. Креславку, Ф. познакомился с ним и затем прислал ему записку на немецком языке на тему: "Может ли еврей стать хорошим и полезным гражданином". Державин сказал Франку: "Раз Промысл сохранил до сих пор этот маленький рассеянный народ, тο и мы должны позаботиться о его сохранении", и эти слова, обманув Ф. относительно истинных чувств, которые Державин питал к евреям, побудили его коснуться в записке внутренних сторон еврейской жизни, столь малопонятных Державину. Ф., придерживавшийся взглядов тогдашних берлинских просветителей, отрицательно относившихся к традиционному иудаизму, заявил, что характер евреев изменился к худшему, но выражал все же надежду, что евреи могут исправиться. Позднейшие еврейские народные учители, — писал Ф., — из них некоторые были мечтатели, т. е. обманутые обманщики, большинство же просто обманщики, исказили истинный дух еврейского вероучения, вместо культивирования общежительной добродетели они установили нелепые формулы молитв и пустой обряд богомоления; чтобы держать народ в стороне от просветительных стремлений, учители ввели законы, обособившие евреев от остальных народов; лучшим средством исправления должно явиться изучение еврейского языка — еврей, сам прочтя Св. Писание, узнает, какие глупости содержатся в Талмуде, который почитается святым только потому, что народ коснеет в невежестве; еврейская реформа в России должна начаться с открытия общественных школ, в которых преподавались бы русский, немецкий и еврейский языки. — Эта односторонняя критика, лишенная исторического освещения, была воспринята Державиным, питавшим к евреям религиозную неприязнь. Заимствовав у Ф. идею о распространении общего образования среди евреев, Державин, вместе с тем, перенес в свой проект реформы те слова Ф., которые говорили об обособленности евреев от окружающих народов, и в этом отношении записка Ф. сыграла, несомненно, печальную роль — проект Державина надолго стал настольной книгой у антисемитов. — Ср.: Ю. Гессен, "Евреи в России", стр. 45, 61—62, 446—448 (приведены записка Ф. и его письмо к Державину).

Раздел8.




   





Rambler's Top100