Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Францоз, Карл Эмиль

Карл Эмиль Францоз.

— выдающийся австрийский писатель; род. в 1848 г. в Подольской губернии, ум. в Вене в 1904 г. Отец его, Генрих Ф. (ум. в 1858 г.), был первым евреем из Галиции, получившим высшее образование; он занимался медицинской практикой в Чорткове, где Ф. провел детство среди галицийского крестьянства и евр. бедноты. Высшее образование Ф. получил в Грацском университете; и здесь жил он в славянской обстановке, продолжал питать особенно нежные чувства к славянам, но вместе с тем не скрывал от себя превосходства немецкой культуры и всей душой стремился пересадить немецкую культуру на славянскую почву. Ф. скорбел о том, что славяне стоят в стороне от высших благ цивилизации, и еще со студенческой скамьи выступал борцом за просвещение. С 1872 г. по 1876 г. Ф. путешествовал по России, северной Венгрии, славянским странам, Египту и Малой Азии и описал в трех книгах ("Аus Halb-Asien", "Von Don zur Donau", "Aus der grossen Ebene") свои впечатления. Эти очерки, обнаружившие в Ф. талант этнографа-беллетриста, создали ему имя; малоизвестные, обычно презираемые жители Галиции, Буковины, Румынии и других мест "Полу-Азии", живыми предстали перед читателями западной Европы. Большинство очерков Ф. было переведено на иностранные языки, между прочим, и на русский. Среди первых культурных очерков Ф. было несколько вещиц, взятых из евр. жизни Галиции и Буковины. Вещицы эти были наиболее удачными и свидетельствовали, что невежество еврейской массы глубже всего затрагивало сердце поэта. Его "Черный Абрам", "Только из-за лица", "Евр. народный суд" проникнуты горячей любовью к "невежественному", но близкому его сердцу евр. народу. В 1877 г. появился том его лучших евр. повестей "Die Juden von Barnow". В нем Ф. рисует евр. быт; он раскрывает перед нами суеверие и фанатизм, ханжество и другие непривлекательные стороны отсталого еврейства, но делает он это, как любящий друг, стремящийся разорвать те оковы, которые держат в своих тисках несчастную евр. массу. Ф. понимает и причины, создавшие эту тьму и фанатизм, и говорит: "Всякая страна имеет таких евреев, каких она заслуживает, и не вина лишь польских евреев, если они стоят на иной культурной ступени, чем их единоверцы в Англии, Германии и Франции". Книга "Евреи из Барнова" состоит из шести отдельных очерков, среди которых лучшим является "Без надписи" — размышления и воспоминания Ф. на барновском кладбище. "Евр. кладбище — ведь это единственная недвижимость, которою вы предоставляли владеть этим людям", — и Ф. удивительной любовью любит это "доброе место", где евреи более не знают чувства голода и не испытывают ударов кнута. Свободомыслящий Ф. был обвинен многими евреями в том, что он умышленно подрывает основы религии и желает сделать евреев безбожниками. Упреки эти несправедливы; хотя Ф. был врагом религиозного фанатизма, он, однако, не отрицал значения религии. В том же очерке "Без надписи" имеется прекрасное место о евр. религии: "Чистая, непоколебимая вера евреев служила некогда для их бедной головы защитою от неприятельских ударов палками и топорами. Эта голова разбилась бы без такого прикрытия, потому что то были страшные удары. Но именно вследствие этого все ниже и ниже нахлобучивалась на их лицо эта своеобразная шляпа и наконец закрыла глаза так, что они перестали видеть. В былое время об этом не стоило скорбеть, потому что нечего было видеть даже при отсутствии шляпы на глазах. Но вот на западе рассвело; светает и на востоке, а они все еще не подымают шляпы повыше. Совсем снять ее незачем, а кинуть ее было бы крайне вредно, но не менее вредно и закрывать ею совершенно глаза". Из других евр. произведений Ф. отметим: "Мошко из Пармы" (1880), "Юдифь Трахтенберг" (1891), "Два спасителя" (1884), "Чудесные дети гетто" (1888). Не следует, однако, думать, что Францоз был лишь бытописателем гетто — наиболее крупное его произведение, роман "Борьба за право" (1887), посвящен изображению борьбы не еврейского, а русинского племени за свои права против австрийской бюрократической машины, поддерживающей крупных помещиков. В этом романе, как и в других произведениях Ф., заметно любовное отношение автора к культурным особенностям разных национальностей. Ф. желает сохранения и развития культурных ценностей всех народностей; он также стремится к примирению национальностей. К недостаткам таланта Ф. следует отнести его крайнюю романтичность в изображении целого ряда положительных типов и не всегда удачно сложенную фабулу многих его повестей. Несмотря на это, Францоз долгое время считался среди самых видных беллетристов второй половины 19 века, и его произведения, выдерживая по 5—6 изданий, переводились на многие языки. Число его повестей и рассказов довольно значительно, и все они читаются с большим интересом. С 1882 г. по 1885 г. Ф. издавал в Вене "Neue Illustrierte Zeitung", а с 1886 г. он находился во главе берлинского двухнедельника "Deutsche Dichtung". Кроме того, Ф. издал полное собрание сочинений и рукописей Георга Бюхнера (1879) "Deutsches Dichterbuch aus Oesterreich" (1883) и "Die Geschichtе der Erstlingswerke" (1895) — автобиографические очерки немецких писателей. В 1899 г. Ф. написал исследование о Конраде Мейере.

Ср.: Когут, "Знам. евреи", Энц. Словарь Брокг.-Ефрона; Jew. Enc. V, 498—99; Leixner, Geschichen der deut. Literatur, 1894; Brümmer, Biogr. Lexik. der deutschen Dichter und Prosaisten; "Евр. Библиотека", т. VΙ, 1878; "Восход", 1884, 4—5; "Русский Еврей", 1881, №№ 29, 31 и 33.

Раздел6.




   





Rambler's Top100