Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Хисда

— вавилонский амора 3-го поколения умер в 308 или 309 г. (согласно Шерире-гаону, цитируется у Нейбауера, MJC., I, 30), по утверждению Авраама ибн-Дауда в Сефер га-Каббала (цитир. у Нейбауера, l. с., р. 58), в 300 году, имея от роду 92 года (M. К., 28а); родом из священнической семьи (Беp., 44a); учился под руководством Равва (Аббы Арики), по смерти последнего учился у Гуны, своего ровесника и друга. Его и Гуну называли "хасидами Вавилона" (Таан., 23б); он был также одним из тех цаддиким, просьбы которых удовлетворялись Богом, когда они молились ο ниспослании дождя (М. К., 28а). В молодости был настолько беден, что воздерживался от овощей, потому что последние возбуждают аппетит (Шаб., 140б), а когда он проходил тернистой дорогой, то подымал платье, говоря: "Порезы на ногах моих заживут сами собой, но не порезы на моем платье" (Б. К., 91б). Впоследствии он разбогател. 16-ти лет женился на дочери Ханана бен-Равва (Кид., 29б). Один из его учеников, Равва, стал его зятем (Кет., 39б). X. был выдающимся казуистом (Эр., 67а), его крупный ум привлекал учеников в школу рав Гуны в Суре, и это обстоятельство было причиной разрыва между ним и р. Гуной. X. задал однажды вопрос об обязанностях учителя по отношению к ученику, без которого он не может обойтись. Р. Гуна понял намек и ответил: "Хисда, я в тебе не нуждаюсь; наоборот, ты нуждаешься во мне". Только через 40 лет они помирились (Б. М. 33а). X. в течение этих 40 лет продолжал относиться к своему бывшему учителю с большим почтением; за 4 года до смерти р. Гуны он основал свою школу в Кафри, но при жизни р. Гуны он не опубликовал ни одного решения от своего имени (Эр., 62б). X. стал во главе Академии в Суре по смерти р. Иуды (по Шерире, l. с.) или Гуны (по Аврааму ибн-Дауд). Галахи его, часто приводимые в вавилонском Талмуде, носят казуистический характер и основаны, большею частью, не на Пятикнижии, а на прочих частях Библии. Главнейший оппонент его был р. Шешет. Он признавался также авторитетом в агаде (Эр., 21б). — Ср.: Bacher, Ag. Bab. Am., p. 61; Heilprin, Seder ha-Dorot, II; Weiss, Dor, III, 184. [Jew. Enc., VI, 422].

Раздел3.




   





Rambler's Top100