Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Холера азиатская

— отношение евреев к холере, как и к другим инфекционным болезням (см. ст. Физическое состояние евреев), значительно разнится от отношения к этой болезни окружающего нееврейского населения, живущего почти в одинаковых с ними условиях. При этом замечательно, что в первое время после распространения холеры вне пределов Индии, где она издавна свила себе прочно эндемическое гнездо, евреи, насколько позволяют судить об этом имеющиеся скудные сведения, заболевали в более усиленной степени, чем неевреи. Так, напр., в 1831 г. евреи, по Бодэну, вообще пострадали от холеры больше, чем неевреи; в частности, отмечается большая заболеваемость евреев в Польше, в Яссах (Румыния) и в Алжире (Гирш). Но картина совершенно меняется при следующих эпидемиях. Интересно отметить, что в Алжире, где, как мы только что видели, холера в 1831 г. свирепствовала более сильно, чем у неевреев, Бодэн дает следующие цифры для эпидемии 1844—1845 гг. На 1000 жителей соответствующих слоев населения умерло:

 В Лондоне Вольф, врач для бедных евреев в испанских и португальских общинах в Уайтчепеле, указывает, что в 1849 г. евреи пострадали слабее христиан. В Будапеште, в 1851 г. смертность у евреев в 7 раз меньше (2,57 на 1000 против 18,5‰ у христиан), а в 1866 г., на 100 смертных случаев в общих больницах приходится 51,76 от холеры, а в еврейской больнице только 34% (Торней). В Риме, по Скальци, на 100 заболевших холерой умерло 69,13% у католиков и 42,13% у прочих христиан (т. е. приблизительно 1% всего соответствующего населения), а у евреев только 22% заболевших (= 0,45% всего еврейского населения). Аналогичные данные имеются и относительно последних эпидемий холеры, как за границей, так и в России. О Кракове Тон сообщает следующие данные (к сожалению, он не рассматривает отдельно X. и дизентерию, а соединяет их вместе): умерло от дизентерии и X.:

Вообще евреи в 1891—96 гг. пострадали менее христиан. Так, в Гамбурге в 1892 г. за август и сентябрь было похоронено на общих кладбищах в 6,4 раза больше, чем за соответствующие месяцы прошлых лет, а на еврейском кладбище только в 3,5 больше (Рейнеке); то же самое замечалось в Берлине и Бреславле (Бушан). Данные об эпидемии 1892—1894 гг. в России неточны. Но Вермель, за два месяца пребывания на Нижегородской ярмарке 1892 г., не наблюдал ни одного случая холерного заболевания между многочисленными евреями, жившими тогда в Нижнем Новгороде; в Николаеве (прибл. 15000 евр. и 77000 хр. по переписи 1897 г.) заболело в 1892 г. христиан 760 и умерло 382, а евреев заболело всего 36 и умерло 13; в Петербурге, где еврейское население по переписи 1897 г. достигает прибл. 2% общего населения, на 17000 с лишком холерных больных, зарегистрированных в 1908 и 1909 гг., было всего 62 евр. (меньше 0,5%). За 1910 г. имеются сведения об Елисаветграде и Одессе; в первом городе, где евреи составляют 38,9% всего населения, на 53 заболевших имелось только 5 евреев (= 9%), и смертность тоже была более низкая (6,7% всех умерших) [Вейссенберг]; в Одессе же, где процент евр. населения доходит до 34,4, заболело всего 690 чел., из которых выздоровело 268 и умерло 341 (почти 56%), причем на долю евреев было: 70 заболевших (немногим больше 10%), из которых выздоровело 28 и умерло 42 (= 60%) [Кишинский и Попов]. Это отсутствие параллелизма между заболеваемостью и смертностью наблюдалось и в других местах, и притом в обоих направлениях. Так, в Могилевской губ. евреи хотя и болели в 1894 г. в большем количестве и болезнь протекала тяжелее, но смертность была у них все-таки ниже, чем у христиан (Баражников); в Витебской же (по переписи 1897 г. 34420 евреев и 31299 христиан) в 1909 г. 472 еврея (15‰ всего евр. насел.) и только 219 христиан (5‰), но зато умерло у первых 219 (37,9%), а у вторых 70 (46,4% заболевших). — Чему приписать различия в заболеваемости и смертности от X. между евреями и окружающим их населением? Как и при других инфекционных болезнях, здесь противопоставляются, с одной стороны, расовые особенности, а с другой стороны, различия в социально-экономическом строе и вообще во всем укладе жизни. Между сторонниками первого взгляда следует отметить точку зрения Рейбмайра. По его мнению, евреи потому менее восприимчивы к издревле свирепствовавшим заразным болезням вообще, а к чуме (см.) в особенности, что, перенесши эти болезни еще в средние века и приобретя таким образом относительный расовый иммунитет, они всецело передали его своим потомкам, так как смешанные браки между правоверными евреями крайне редки. К новым же болезням, недавно только появившимся в обитаемых евреями местностях, как, напр., холера (впервые наблюдалась в Европе в 1817 г.; случай смерти от "Collera", отмеченный в 1660 г. между венскими евреями, касается 3-летнего мальчика, и, по всей вероятности, дело шло здесь ο детском поносе [Шварц]), евреи вначале были, как мы видели выше, даже более восприимчивы, чем христиане, и относительный иммунитет был приобретен ими только мало-помалу (см. вышеприведенные сведения об Алжире). Автор указывает, в подтверждение своего мнения, и на тот факт, что в странах, где смешанные браки наблюдаются чаще, напр. в Сев.-Американских Штатах, евреи подвержены опасности заражения в неменьшей степени, чем христиане. Как ни остроумна эта гипотеза, она едва ли выдерживает критику, особенно, что касается холеры; в самом деле, перенесшие раз эту болезнь ничуть не гарантированы от рецидива, а тем более не могут передать иммунитет (несуществующий!) своему потомству. Нужно поэтому допустить большую вероятность социально-экономической точки зрения и уклада жизни (большинство авторов придерживается этого взгляда). В пользу этого мнения можно привести крайнюю редкость у евреев алкоголизма и вызываемых им расстройств желудочно-кишечного тракта, которые предрасполагают сильно к заболеванию X.; предписание умывать руки перед всяким приемом пищи тоже отчасти предохраняет набожных евреев от заражения этой болезнью. Но, с другой стороны, неблагоприятные экономические условия крайне уменьшают сопротивляемость организма против X. (Гирш называет ее строго пролетарской болезнью); евреи, кроме того, очень часто занимаются покупкой и продажей поношенных платьев, этих главных источников переноса заразы, и жилищная нужда достигает у них крайних степеней (напр. в Вильне). Приходится поэтому признаться, что причина относительной невосприимчивости евреев к холере остается еще не вполне выясненной.

Ср.: А. Hirsch, Handbuch der historisch-geographischen Pathologie, 2-е изд., т. I, 1881; Boudin, Traité de géographie médicale, 1857; G. Buschan, Einfluss der Rasse auf Form und Häufigkeit der pathologischen Veränderungen (Globus, т. LXVII, 21, 48, 60, 76); C. О. Грузенберг, "Гетто и заразные болезни" ("Сборник в пользу еврейских школ", 1896, 483); Тоrnау, Die Lebens- und Statistik-Verhältnisse in der Stadt Pest; Reinecke (Deutsche med. Wochenschr., 1893, 193); Баражников в "Трудах Общества Русских врачей в Петербурге" (1895, 206); J. Thon, Die jüdische Bevölkerung in Krakau (Zeitschr. f. Dеmographie u. Statistik der Juden, I [1905], ноябрь, 5—9); L. Sofer, Zur Biologie und Pathologie der jüdischen Rasse (там же, II [1906], 85—92); M. Fishberg, Die angebliche Rassen-Immunität der Juden (там же, IV [1908], 177—188); J. Schwartz, Die Mortalitätsstatistik der Wiener Ghettobewohner, 1648—1669 (там же, VΙ [1910], 49—61); S. Weissenberg, Das Verhalten der Juden gegen ansteckende Krankheiten (там жe, VII [1911], 137—146, 158—162, 169—177); А. Reibmayr, Inzucht und Vermischung beim Menschen; C. Вермель, "Из патологии евреев (рождаемость, смертность, заболеваемость)", 1909; "Чума и холера в Одессе в 1910 г." (Изд. Одесск. городск. управлением), патологоанатомическая часть, 1911; Jew. Enc. s. v. Cholera asiatica, IV, 41—42.

А. Загельман.

Раздел6.




   





Rambler's Top100