Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Хония Га-Меагель

(Хони), לגעמה ינוח, т. е. "рисующий круги" — законоучитель и чудотворец, живший в 1 в. до христианской эры. Согласно традиции, X. является потомком Моисея (Танх. Вайэра), принадлежал к партии ессеев и пользовался большою популярностью в народе. У X. было много учеников, и согласно позднейшим сказаниям это был великий знаток устного учения. Свои разъяснения X. охотно давал всем вопрошавшим его ученикам (Таан., 23а). Однако ни одна галаха, связанная с его именем, не сохранилась, и слава X. более всего основана на творимых им чудесах, сохранившихся в памяти последующих поколений. Примерами легенд, героем которых является X., могут служить следующие. Была засуха, и стране угрожал голод. Народ обратился к чудотворцу, умоляя его ο заступничестве пред Богом. Он помолился, но дождь не пошел. Тогда он начертил круг, и, став в его середине, обратился к Богу: "Владыка всех миров, Твои дети обратились ко мне, считая меня как бы близким Тебе человеком. Клянусь именем Твоим великим, что я не тронусь с этого места, пока Ты не смилуешься над Твоими детьми". Стал накрапывать дождь. "Не того просил я, — воскликнул он, — я желаю такого дождя, чтобы все цистерны наполнились водою". Тогда разразилась страшная гроза. "Не того просил я, — воскликнул он опять, — я желаю дождя благоволения и благодати!" Тогда пошел дождь умеренный, но беспрерывный, пока народ не упросил его помолиться ο прекращении дождя. Тогдашний глава синедриона Симон бен-Шетах (см.) был возмущен этими обращениями чудотворца к Богу и послал сказать ему: "Не будь ты X., я бы подверг тебя анафеме. Но что мне делать с тобою, когда ты капризничаешь пред Богом, как балованный сын пред своим отцом, который исполняет все его прихоти". (М. Таан., III, 8). Другое предание говорит, что место в храме, где стоял X., ярко светилось (Иер. Таан., l. с.). Флавий (Дрв., XIV, 2, § 1) рисует следующим образом смерть любимца народной фантазии. Во время междоусобия в семье Хасмонеев между Гирканом II и Аристобулом II, возгоревшегося вслед за смертью царицы Саломеи, Аристобул, занимавший укрепление на храмовой горе, был осажден Гирканом. Солдаты последнего привели чудотворца в свой лагерь и потребовали от него, чтобы он помолился ο гибели осажденных. Тогда чудотворец обратился к небу со следующей молитвой: "О Владыка всего существующего! Осаждающие — Твой народ, а осажденные — Твои служители; молю Тебя, да не будут иметь силы проклятия, которые посылает одна сторона другой". Разгневанные солдаты немедленно убили его. Талмуд, однако, рисует кончину X. в более легендарной форме: X. увидел однажды человека, занятого посадкой рожкового дерева, приносящего плоды лишь через семьдесят лет. "Неужели ты надеешься сам воспользоваться плодами его?" — спросил он этого человека. "Я во всю жизнь ем плоды деревьев, посаженных моими предками, — ответил он, — пусть за то мои потомки воспользуются трудами моих рук". X. почувствовал усталость и прилег отдохнуть в ущелье между скалами, оставив своего осла пастись в окрестности. Проснувшись, он увидел человека, собирающего рожки с дерева, посаженного перед тем, как он лег спать, а вместо своего осла нашел целый табун ослов. X. догадался, что он проспал целых 70 лет. Пришедши в город, он стал расспрашивать людей прο своего сына. Оказалось, что сына давно на свете нет, внуки его живут, но те не хотели его признать. Отправляется он в Академию и слышит как при разборе какой-то галахи некто заметил: "Эта галаха так ясна, как будто ее объяснил сам Хони га-Меагель". Это я — X., заявил он, но никто ему не поверил: все с пренебрежением отвернулись от него. Тогда он помолился Богу ο ниспослании ему смерти. По этому поводу установилась поговорка: אתותימ וא אתורנח וא = "Или людское общество, или смерть" (Таанит, 23). Предание иерусалимского Талмуда говорит, что X. заснул после разрушения первого храма и проснулся, когда был возведен второй (см. Brüll, Einleitung in die Mischnah, I, 24—25, Франкфурт-на-Майне, 1876).

Ср.: Juchasin, s. v.; Heilprin, Seder Ha-Dorot, II, 63б; Левинсон, Bet Jehudah, I, 129, Варшава, 1878; Grätz, Gesch., 2-e изд., III, 157; Schürer, Gesch., I, 293 и сл.; M. Braunschweiger, Die Lehrer der Mischnah, 80—81, Франкфурт-на-M., 1903. [J. E., 405].

Раздел3.




   





Rambler's Top100