Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Хорин, Аарон

(Хоринер) — раввин, один из поборников просвещения и религиозной реформы; род. в Вейскирхене (Моравия) в 1766 г., ум. в Араде (Венгрия) в 1844 г. Талмудическую письменность изучал под руководством Иезекиила Ландау. Зарождавшееся тогда в еврействе просветительное движение побудило X. изучать немецкий язык; он был также не чужд светских знаний. X. занял (1789) пост раввина в Араде (Венгрия), где тогда еще всецело господствовал хасидизм. Хорин стал агитировать за посещение еврейскими мальчиками правительственной школы; в то же время он ввел целый ряд реформ в религиозном культе местной общины, чем возбудил против себя ортодоксов. Вскоре восстали против него и раввины с Мордехаем Бенетом (см.) во главе, причем поводом послужила опубликованная X. брошюра (1798), где он, ссылаясь на авторитет Иезекиила Ландау, объявил, что осетр относится к тем сортам рыбы, которые по еврейским законам можно употреблять в пищу. Кампания против X. еще более обострилась, когда появилась первая часть его книги "Emek ha-Schawa" (под заглавием "Rоsch amanah", 1803), в которой он предложил раввинам предпринять реформу культа, соответственно требованиям времени. М. Бенет обратился с посланием к общине Арада, указывая, что книга Хорина заслуживает быть сожженной. Группа раввинов заставила X. отречься письменно от своей книги, но правительство взяло X. под свою защиту, и он избег дальнейших преследований. Когда в 1818 г. в Гамбурге была основана реформированная синагога, X. выразил свое сочувствие реформе в известном послании "Kineat ha-Emet", опубликованном Лазарем Либерманом (см.) в "Noga ha-Zedek" (см.). Когда же в следующем году появилось коллективное послание противников реформы "Еlе dibre ha-berit", Х. опубликовал брошюру "Dabar beito" (на древнеевр. и немецком яз., 1820), в которой отстаивал мысль, что богослужение можно вести на каком угодно языке. В 1826 г. глава консистории в Бадене, С. Габер, обратился, по поручению правительства, к X. с просьбой указать, какие религиозные постановления могут быть изменяемы или отменяемы соответственно требованиям времени. Ответом явилась книга X. "Igeret Elassaf" (1826), где высказывается мысль, что многие законы обязательны только в Палестине, среди остальных же имеются также и такие, которые могут быть изменены компетентным учреждением (синодом). Вопросам религиозной реформы посвящены также произведения X.: "Zir neeman" (также и по-немецки, 1831), "Нillеl" (по-древнеевр. и по-немецки, 1824) и "Jeled Sekunim" (автобиография, 1839). X. писал глоссы к Шулхан-Аруху (Abak Sofer, 1828). X. усиленно хлопотал об устройстве семинарии и ο развитии земледельческого и ремесленного труда среди евреев.

Ср.: Jeled Sekunim; Kerem Chemed, II, 96—108 (автобиографический очерк); L. Löw, Ges. Schriften, II, 251—420; Zeitlin BHР, 56—7; J. E., IV, 43—4; Grätz, l. c., ind.; S. Berenfeld, Keneset Israel, III, 91—4; id., Toledot ha-Reformation, ind.

Раздел7.




   





Rambler's Top100