Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Хронология

— определение времени исторических событий какого-либо народа. Библейская X. имеет своей задачей объяснить хронологические указания, содержащиеся в Библии, и определить с возможною точностью время того или другого события в истории Израиля. Чтобы разрешить эту задачу, очень важно установить прежде всего, какая эра была в употреблении у данного народа, т. е. какое важное историческое событие служило у данного народа исходным пунктом для датировки по нему разных событий в его истории. Следует заметить, что в библейское время у древних евреев, как и у других народов древности, не была в употреблении какая-либо эра. Употребление эры вообще первоначально принадлежало исключительно кругам ученых писателей, главным образом, историков, и отсюда оно у культурных народов мало-помалу проникало в другие слои населения и делалось всеобщим. В Библии от употреблении эры, хотя бы в кругах ученых, сохранились только единичные следы. Датировка от потопа, встречающаяся в Библии всего один раз и притом только в изложении истории современников этого события (Быт., 11, 10), конечно, не может идти в счет, как и датировка от переселения Авраама в Ханаан, которая также применяется исключительно в рассказе об участниках этого события, и тоже всего один раз (ib., 16, 3). Напротив того, исход евреев из Египта иногда служит в Библии сроком для определения времени не только близких от этого момента событий (Исх., 16, 1; 19, 1; Числ., 1, 1; 9, 1; 33, 38), но и весьма далеких; напр. при рассказе ο построении Соломонова храма сообщается, что это имело место 480 лет от исхода (I Цар., 6, 1). Далее, начало вавилонского пленения служило, по-видимому, в Библии как бы вроде эры. Но здесь наблюдается разноречивость в употреблении этой даты. То таковой считается время пленения Иоякина (напр. Иезек., 1, 2), которое первоначально служило сроком для определения счета 70 лет пленения вавилонского (Иерем., 29, 1, 10; 25, 11, 12), то исходным пунктом считается пленение иудеев при разрушении Иерусалима, которое последовало 11 лет после пленения Иегоякина (Иезек., 40, 1; Иерем., 1, 3). Позже ученые книжники, по-видимому, старались путем вычисления циклов субботних годов, протекших от начала вавилонского пленения, установить исходный пункт для счета времени (Дан., 9, 25 и сл.; ср. II Хрон., 36, 21), но эти вычисления очень туманны. В последние столетия существования второго храма евреи стали считать по эре Селевкидов, которая уже применяется в обеих книгах "Маккавев" и которая была в употреблении у евреев очень долго (до эпохи Маймонида, а у восточных евреев употребляется поныне). Она вошла в употребление не только у ученых, но и у всего народа (Аб. З., 10а), почему она позже называлась תורטש ןינמ, т. е. эра контрактов. Исходным пунктом этой эры служила осень 312 г. до хр. эры. Начиная с Шериры-гаона (жил в 10 в. хр. эры), рядом с селевкидской эрой вошла в употребление эра от сотворения мира, вытеснившая у европейских евреев первую, селевкидскую эру. С возникновением палестинофильского движения некоторые писатели ввели эру от разрушения второго храма, которая имеет то преимущество, что разнится от общепринятой христианской эры всего на 70 лет, но пока она еще не вошла во всеобщее употребление. — Однако, несмотря на отсутствие в Библии общепринятой эры, хронологические указания, содержащиеся в Библии, могут послужить основанием для восстановления X. древнееврейской истории. Эти библейские данные соединяются в хронологическую цепь, охватывающую следующие периоды: 1) от Адама (или сотворения мира) до исхода евреев из Египта; 2) от исхода из Египта до постройки Соломонова храма; 3) от постройки храма до разрушения его Навуходоносором; 4) от разрушения храма до времени первосвященника Яддуи (Hex., 12, 22), т. е. приблизительно до конца персидского владычества в Иудее (см., впрочем, ст. Даниил). О периоде времени от сотворения Адама (т. е. от сотворения мира) до рождения Якова имеются в Быт. последовательные хронологические данные ο числе лет жизни каждого патриарха (или представителя данного поколения) до рождения у него сына, продолжателя рода. Таким образом составляется непрерывная цепь поколений, первым звеном которой является первый человек на земле, Адам, а последним звеном — Яков. Важные события в границах всего этого периода, как то: потоп (Быт., 7, 6, 11; 8, 13), переселение Авраама в Ханаан (ib., 12, 4), рождение Исмаила (ib., 16, 16), введение обряда обрезания (ib., 17, 24) и др., определяются по годам жизни патриархов. Только одно событие (война Авраама с Кедорлаомером) датируется по времени царствования чужеземных царей (ib., 14, 1), причем остается неизвестным, в какой год жизни Авраама имело место это событие. От рождения Якова хронологическая нить доведена до момента исхода евреев из Египта посредством указания возраста Якова при переселении в Египет (ib., 47, 9), с одной стороны, и числом 430 лет пребывания евреев в Египте, с другой стороны (Исх., 12, 40). Остальные указания ο продолжительности пребывания Якова в Месопотамии (Быт., 29, 14, 20, 27; 31, 38, 41), ο разных моментах в жизни Иосифа (ib., 37, 2; 41, 46; 50, 22, 26), об урожайных и голодных годах в Египте являются параллельной хронологической нитью. Упомянутое число 430 лет пребывания евреев в Египте не находится в согласии с другими данными Библии ο цепи поколений от Леви до Моисея (всего четыре поколения). Указанные в кн. Исх., 6, 16 и сл., цифры ο продолжительности жизни представителей этих четырех поколений недостаточны для пополнения 430 л. Чтобы устранить это затруднение, талмудическая традиция считает эти 430 л. с момента заключения Богом союза с Авраамом (Быт., 15). Указанное в описании заключения этого союза число 400 л. "пребывания потомков Авраама в чужой стране" считается с года рождения Исаака (см. коммент. Рамбана на Исх., 12, 40; Седер Олам, изд. Ратнера, стр. 4 и сл.). В Египте евреи, по талмудической традиции, пребывали 210 л. (Б. Б., 15а). Септуагинта переводит Исх., 12, 40: "времени, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и земле Ханаанской, 430 л.". По этому традиционному летосчислению исход евреев из Египта приурочивается к 2448 г. от сотворения мира (см. Седер Олам, V). Павел (Гал., III, 16—18) тоже считает 430 л., указанные в Исх., 12, 40, от призвания Авраама, что приближается к еврейскому традиционному счету. Следующий период, от исхода из Египта до начала строения Соломонова храма, согласно I Цар., 4, 1, заключает в себе 480 лет. Имеется еще одно общее указание, что от времени Моисея до времени Ифтаха прошло 300 лет (Суд., 11, 26). Кроме этого общего указания на продолжительность всего этого периода в Библии (в кн. Иошуа — I Цар.) содержится целый ряд единичных сведений об исторических моментах этого периода; так, в кн. Суд. почти всегда указывается продолжительность правления каждого "судьи" и временно прерывающего последовательный ряд судей подчинения евреев чужеземной власти. Но имеются и некоторые пробелы в датах. Так, не указана продолжительность правления Иошуи (Седер Олам, XII, определяет ее в 28 лет) и следовавших за Иошуей "старейшин" (Иош., 24, 31; по Седер Оламу, ib., они не на много пережили Иошую); не указано, как долго действовал Шамгар бен-Анат (Суд., 3, 31; по Седер Оламу, ib., он выступил к концу жизни "судьи" Эгуда и его правление кончилось со смертью последнего). О времени от выступления Самсона до воцарения Давида тоже нет точных и определенных данных. Продолжительность правления Самуила не указана. В указании числа лет царствования Саула есть пробелы (I Сам., 13, 1; см. Саул). Сорокалетнее владычество филистимлян над Израилем (Суд., 13, 1) Седер Олам распределяет поровну: 20 л. на время Ифтаха и 20 л. на время Самсона (С. О., XII, кон.). Весь период пребывания скинии в Шило (т. е. начиная от 14 г. после вступления израильтян в Ханаан до смерти Эли) Седер Олам определяет в 369 лет (ib., XI, кон.). Самуил, по этому счету, правил 11 лет, и Саул 2 года. Последовательность событий от исхода из Египта до постройки храма определяется следующими числами:

Странствование по пустыне

40 лет

Правление Иошуи

28 лет

Иго Кушан-Ришатаима

8 лет

Правление Отниела

32 года

Иго Эглона

18 лет

Правление Эгуда (и Шамгара)

61 год

Иго Ябина

20 лет

Правление Деборы и Барака

20 лет

Иго мидианитское

7 лет

Правление Гидеона

34 года

Правление Абимелеха

3 года

Правление Толы

23 года

Правление Яира

21 (22) год

Иго аммонитское

18 лет

Правление Ифтаха

6 лет

Правление Ибцана

6 (7) лет

Правление Элона

10 лет

Правление Абдона

8 лет

Правление Самсона

20 лет

Правление Эли

40 лет

Правление Самуила

11 лет

Царствование Саула

2 года

Царствование Давида

40 лет

Царствование Соломона

(до начала постройки храма)

4 года

Всего

480 лет

Последний год правления Яира был неполный, как и последний год правления Ибцана (Сед. Ол., XII). От сотворения мира до начала постройки храма прошло, по этому счету, 2928 лет. — Период от начала строения Соломонова храма (на 4-м году царствования Соломона) до его разрушения Навуходоносором заключает в себе:

Царствование Соломона

(по закладке храма)

36 лет

Царствование Рехабеама

17 лет

Царствование Абии

3 года

Царствование Асы

41 год

Царствование Иегошафата

25 лет

Царствование Иегорама

8 лет

Царствование Ахазии

1 год

Царствование Аталии

6 лет

Царствование Иегоаша

40 лет

Царствование Амации

29 лет

Царствование Уззии (Азария)

52 года

Царствование Иотама

16 лет

Царствование Ахаза

16 лет

Царствование Хизкии

29 лет

Царствование Менаше

55 лет

Царствование Амона

2 года

Царствование Иошии

31 год

Царствование Иегоахаза

1/4 года

Царствование Иегоякима

3 года

Царствование Иегоякина

1/4 года

Царствование Цидкии

11 лет

Всего

421½ года

Хронологические данные Библии ο периоде от разделения царства до разрушения храма Навуходоносором — троякого рода: прежде всего имеются указания ο продолжительности царствования каждого царя, как иудейского, так и израильского; затем встречаются, как и в истории Соломона, единичные датировки особенно важных событий по годам царствования данного царя; наконец, для времени, когда существовали оба царства, имеются еще синхронистические указания по годам правления царей каждого из названных государств. Обыкновенно так определяется только вступление на престол царей. Кроме того, указывается еще дата осады и покорения Самарии, т. е. уничтожения Израильского царства, как особо важного события (II Цар., 18, 9 и сл.). Исключение составляет указание II Цар., 14, 17, где отмечается, на сколько лет иудейский царь Амация пережил своего израильского соперника Иоаша; указание это повторено в II Хрон., 25, 25, в которой синхронистическое датирование вообще встречается всего один раз (ib., 13, 1). Указания на год жизни данного царя при вступлении на престол имеются только в изложении истории иудейских царей; в истории израильских царей такие указания отсутствуют. Период царей израильских, по указаниям Библии, обнимает:

Царствование Иеробеама I

22 года

Царствование Надаба

2 года

Царствование Баеши

24 года

Царствование Элы

2 года

Царствование Зимри

7 дней

Царствование Омри

12 лет

Царствование Ахаба

22 года

Царствование Ахазии

2 года

Царствование Иегорама

12 лет

Царствование Иегу

28 лет

Царствование Иогахаза

17 лет

Царствование Иегоаша

16 лет

Царствование Иеробеама II

41 год

Царствование Захарии

1/2 года

Царствование Шаллума

1 месяц

Царствование Менахема

10 лет

Царствование Пекахии

2 года

Царствование Пекаха

20 лет

Царствование Гошеи

9 лет

Всего

около 242 лет

Если сопоставить оба ряда чисел: числа царствований иудейских царей, с одной стороны, и числа царствований израильских царей — с другой стороны, то получится разноречие. Иудейский царь Ахазия и израильский царь Иегорам умерли в одном и том же году (II Цар., 9, 22—27); указания ο продолжительности царствования 6 иудейских царей (Рехабеам — Ахазия) дают итог 95 лет; параллельные же указания ο соответствующем ряде 9 израильских царей дают итог 98 л., т. е. на 3 года больше. Эту разницу можно устранить тем, что указанные числа царствования того или другого царя не были полные, и иногда неполный год считался за полный, и наоборот. В общем надо принять, что годы царствования иудейских царей приведены полные, напротив того, в указаниях ο продолжительности царствования израильских царей первый и последний год царствования всегда был неполный. Исключение составляет указание на продолжительность царствования первого израильского царя, Иеробеама I. — Затем, если сосчитать годы царствований иудейских царей от Аталии до 6-го года Хизкии, с одной стороны, и соответствующие годы царствований израильских царей от Иегу до Гошеи, то параллельные ряды опять дадут разные итоги. Ряд иудейских царей занимает 165 лет, а соответствующий ряд израильских царей только 143 г. и 7 месяцев, т. е. получается разница в 21 г. и 7 месяцев. Синхронизм событий показывает, что царствование израильского царя Иоаша отчасти совпадало с царствованием иудейского — Амации (II Цар., 14, 8 и сл.), затем, что израил. царь Пеках царствовал отчасти во время иуд. царя Иотама (ib., 15, 37) и отчасти во время иуд. царя Ахаза (ib., 16, 5 и сл.); кроме того, надо еще иметь в виду, что Иотам царствовал еще при жизни своего отца Уззии (ib., 15, 5). Некоторые полагают, что 52 г. царствования Уззии (ib., 15, 2) обнимают также 12 лет регентства его сына Иотама; последний, следовательно, самостоятельно царствовал всего 4 года, а не 16 лет (ib., 15, 33). (Подробно см. Седер Олам, XVII—XXIII, и комментарии Раши и Биур на соответствующие места кн. Цар., также критические комментарии Benzinger'а, Kittel'я; А. Krčzmar, Chronolog. Unters. über die Könige von Israel und Juda, Прага, 1902 и др.). Источником этих различий является существовавший, вероятно, в царстве Израильском обычай — считать первый год царствования данного царя при всяком случае полным. Исходными пунктами для хронологии периода царей ученые считают 738 год до хр. эр., когда, согласно клинописным памятникам, израильский царь Менахем принес дань ассирийскому царю Тиглат-Пилесеру III (H. Winckler, Keilinschriftl. Textbuch, 1892, 16 и сл.); затем 722 год до хр. эр., когда Самария пала (см. Саргон, № 2), и 586 год, когда пал Иерусалим (см. Навуходоносор). Значительные поправки критики считают нужными в указазаниях ο царствованиях иудейских царей Амации (вм. 29 л. — 18 л.), Уззии (вм. 52 л. — 39 л.), Иотама (вм. 16 л. — 4 г.) и Ахаза (вм. 16 л. — 8 л.) и израильских царей Менахема (вм. 10 л. — 6 л.) и Пекаха (см.; вм. 20 л. — 6 л.). Kautzsch восстанавливает хронологические даты от 586 г. до приблизительно 933 г.; Neteler — от 588 г. до 932 г. По традиции (Иома, 9а) первый храм существовал 410 л. и был, след., разрушен в 3338 г. от сотворения мира. — О времени от разрушения храма Навуходоносором до конца персидского владычества имеются в Библии скудные хронологические указания. Предсказанные Иеремией 70 л. пленения трудно определить. По Седер Олам, они начались с 1-го вступления Навуходоносора на престол и кончились в 3-м г. царствования Белшацара, т. е. когда вавилонская монархия прекратилась (45 л. Навуходоносора + 22 г. Эвил-Меродаха + 3 г. Белшацара = 70; см. Сед. Ол., ХXVIII). В книгах Эзр.-Нех. (также Дан.) имеются датировки по годам царствования персидских царей. Но последовательный ряд этих царствований неясно и неполно указан. Здесь наши сведения дополняются данными клинописных памятников (также элефантинских папирусов) и классических писателей (см. Навуходоносор, Белшацар, Кир, Дарий, Артаксеркс, Ахашверош). В период времени от вавилонского пленения до разрушения второго храма входят:

время от разрушения Соломонова храма до эдикта Кира I

586—539

период персидского владычества

538—333

время Александра Македонского и диадохов

332—301

период владычества Птолемеев

300—198

период владычества Селевкидов

197—165

период владычества Маккавеев

164—63

период римского владычества

62 до Р. Х. — 70 по Р. Х.

всего

656 лет

Согласно традиции, второй храм существовал 420 л. (Иома, 9а) и был, следовательно, разрушен в 3758 г. от сотворения мира.

Ср.: труды по истории евреев Эвальда, Гитцига, Греца, Ябеца и др.; Riеhm, HBA., II, 1828—1854; Guthe, KBW., 743 и сл.; PRE., XXI, 639—650; Enc. Bibl., I, 773 и сл.; Jew. Enc. IV, 64 и сл.

А. С. К.

Раздел1.

Мнение библейских критиков. Критики находят, что в Библии содержится не одна хронологическая система, а несколько систем, и кардинальный вопрос заключается в том, какова степень их достоверности и как велика их научная ценность. Прежде всего следует отметить, что, по мнению критической школы, хрон. системы находятся в тех частях Библии, которые считаются этой школой продуктом позднейших периодов. В Пятикнижии они относятся к Священническому кодексу, который приурочивается критиками ко времени после изгнания или даже к еще позднейшим эпохам; в остальных исторических сочинениях, где использованы древнейшие источники, материал и хронология разработаны в последние годы изгнания. Детальные сведения ο времени деятельности каждого пророка, данные в заглавиях пророческих книг, считаются позднейшими добавлениями библейских книжников (соферим; ср. Hoffmann, Zeitschr. für die alttestam. Wissensch., 1883, III, 123). В книге Бытия числа масоретского текста значительно расходятся с числами самаритянского текста и Септуагинты. Так, от сотворения мира до потопа, согласно еврейскому тексту, насчитывается 1656 лет, по двум другим текстам — 1307 и 2242. Период от рождения Сима до Авраама в этих трех текстах равен 390 (по масор. тексту), 1040 (по самар. тексту) и 1270 (по Септуагинте) гг. Даже такие позднейшие редакции, как Септуагинта и Книга Юбилеев, не обнаруживают присутствия исторической основы в своей X. Числа древнейшего масоретского текста, составленного, по мнению критиков, не далее, как за пять веков до Р. Хр., получены, может быть, путем применения какой-то искусственной теории. Новейшая библейская критика, старающаяся доказать зависимость еврейской X. от вавилонской, сделала несколько остроумных, хотя довольно натянутых попыток раскрыть основы этой зависимости. Опперт находит аналогию между хронологической системой Бытия и системой халдейской, как она дана у Беросса. Последний насчитывает 1680 тысяч лет для периода сотворения мира; евреи не допускали, чтобы Богу потребовался на сотворение мира такой большой срок: 7 дней библейского счета составляют 24×7 = 168 часов; таким образом, по мнению Опперта, 10 тысяч лет халдеян представлены в Библии как 1 час. Далее, по халдейскому счету, жизнь первых десяти человек до потопа обнимает период в 432000 лет, по Бытию — 1656 лет. Если эти оба числа разделим на 72, получим частные 6000 и 23; 23 года = 1200 недель, а 6000 лет = 5 раз по 1200 лет. Отсюда следует, что халдейские 5 лет (lustrum или sossus, т. е. единица в 60 месяцев) приняты в библейском счете равными одной неделе. Кроме гипотезы Опперта, имеются еще некоторые другие теории, пытающиеся найти принцип, лежащий в основе хронологической системы книги Бытия. Все они отличаются крайней искусственностью. Столь же безуспешны гипотезы ο хронологической системе, лежащей в основе библейского исчисления времени, протекшего от потопа до исхода. Исход отнесен в масоретском тексте к 2666-му году от сотворения мира, по самаритянскому — к 2752, по Кн. Юбилеев — к 2410, по И. Флавию (Древн., X, 8, § 5) — 2451, по Септуагинте — 3837. В масоретском тексте исследователи остановились на анализе числа 2666, составляющего 2/3 от 4000, круглого периода в 100 поколений для существования мира, принимая во внимание, что и в дальнейшем счете времени Библия кладет в основу число 40 для обозначения одного поколения. Разница между датой Септуагинты и масоры объясняется, по мнению Бюссе, тем, что евреи-эллинисты, ознакомившиеся с системами халдеян и египтян, не могли удовлетворяться слишком короткими сроками масоретской X. — Не меньше трудностей представляет и следующий период — от Исхода до построения первого храма. В I Цар., 6, 1, дается круглая цифра для этого периода в 480 лет; не говоря уже ο том, что это вычисление сделано было в Вавилоне, когда Соломонов храм давно уже не существовал, оно, по мнению критиков, носит на себе следы искусственного построения: оно считает 12 поколений от Моисея до Давида включительно и 40 лет для каждого поколения; можно легко проследить, кто составляет эти 12 поколений. Эти 12 поколений образуют: Моисей, Иошуа, Отниел, Эгуд, Дебора, Гидеон, Ифтах, Самсон, Эли, Самуил, Саул и Давид. — Более систематически изложены хронологические данные в книгах Царств и Хроники, где дается продолжительность правления каждого из царей и зачастую даты обозначаются синхронистически. Так, например, в I Цар., 15, 9, читаем: в 12-м году царствования Иеробеама, царя израильского, начал царствовать над Иудеей Аса... 41 год царствовал он в Иерусалиме. Очевидно, что подобные синхронистические датировки основаны на разработке имевшегося уже хронологического материала. Критическое исследование X. в книгах Царств и Хроники очень трудно. Промежуток времени от разделения обоих царств до падения Израильского царства равен, с одной стороны, 242 годам (сумма лет царствований израильских царей), с другой стороны — 260 (сумма лет царствований иудейских царей за тот же период). Для последнего библейского периода от разрушения первого храма до конца периода персидского владычества Библия дает лишь немного хронологического материала в книг. Эзры и Нехемии. Евреи уже научились точнее обозначать даты по годам царствования персидских царей. Однако и данные этих двух книг представляют для научной X. много затруднений, ибо приведенные имена Дария и Артаксеркса не решают еще вопроса, кого из первых двух Дариев и кого из первых трех Артаксерксов имеет в виду библейский текст; перестановка и добавления хрониста в этих двух книгах увеличивают трудности исторического изучения.

Сравнительно-историческое изучение библейской X. Для того, чтобы научно обосновать X. библейской истории, критика обращается к хронологическим данным других народов, с которыми библейские евреи находились в соприкосновении. Прежде всего она обращается к египетской истории, ибо Египет, согласно преданию, был колыбелью израильского народа; сюда также ушли остатки общины Гедалии, и в промежутке между этими двумя эпохами судьбы Палестины часто переплетались с судьбами Египта. В царстве фараонов правильное исчисление времени введено было за четыре тысячи с лишком лет до Р. Хр. (Ed. Meyer, Aegypten zur Zeit der Pyrmidenerbauer, 1908, стр. 4). Год егип. календаря заключал в себе 365 дней; первым днем года считался тот день, когда Сириус (Сотис) восходит на утренней заре в Мемфисе (19 июля). За 4 года получается разница в 1 день, что дает 1 год в 1460 лет; зa период времени в 1461 год один раз совпадает первый день солнечного года с первым днем обыкновенного. Египетский календарь был введен в день одного такого совпадения, а именно 19 июля 4241 года до Р. Хр. — являющийся, таким образом, первой достоверной датой, которую знает история человечества. Однако ни этот календарь, ни иероглифы не дали нам до сих пор определенной египетской X., и наиболее авторитетные египтологи получают египетскую X. сопоставлением ее с иноземными. Исходным пунктом египетской X. является 525 год до Р. Хр. — год завоевания Египта Камбизом. С помощью этой даты точно установлены годы правлений царей 26-й династии. События до 664 г. — вступления на престол Псамметиха I — первого царя этой династии, по мнению египтологов, не имеют прочной X. За этот промежуток времени установлены некоторые синхронистические события из еврейской и египетской истории. Так, Нехо II (610—594) вел сражение при Мегиддо, где пал Иошия. В Библии мы имеем указание на Хофру (см.), царствовавшего от 588 до 569 г. Таким образом, точно устанавливаются современники Нехо II — Иошия, Иегоахаз и Иегояким и современники Хофры — Иеремия и египетские евреи (Иерем., 44, 30), хотя нельзя точно установить годы сражений при Мегиддо или при Каркемише. Ed. Meyer (Gesch. Aegypt., 343 и сл.) устанавливает идентичность царя 25-й династии Sabako (716—704) с упоминаемым во II Цар., 17, 4, אום (So, правильнее Save или Sеvеh). Но другие египтологи сомневаются в фонетической эквивалентности этих двух имен, и египетская X. не дает нам верных подтверждений двух библейских фактов, касающихся Египта того времени, именно посольства Санхериба к Хизкии (II Цар., 19, 9) и сношений Гошеи с египетским царем אום. Для предшествующей библейской X. египтология не дает нам никаких данных. Согласно I Цар., 11, 40; 14, 25, Шишак (Шешонк) был современником Соломона, но памятник этого царя в Карнаке не имеет хронологических указаний. Глиняные таблицы, найденные в Тель-эль-Амарне, дают ценные сведения об отношении Палестины к Египту, но для библейской X. не заключают ничего определенного. Древнейшие вавилонские события уносят нас за 3 тысячи лет до Р. Хр., но, к сожалению, мы не имеем данных, чтобы хронологически связать древнюю вавилонскую с древней библейской историей. Ни ο пребывании Авраама в Вавилоне, ни ο его путешествии в Ханаан не говорят вавилонские источники. Если нам точно известно, что Хаммураби жил за 2000 лет до Р. Хр., тο мы не знаем его современников в Библии. Огромное значение для библейской X. имеют ассирийские источники. Для времени от 893 г. до 666 г. до Р. Хр. мы имеем так назыв. "список эпонимов" — должностных ассирийских лиц, именем которых обозначались годы, подобно тому, как у римлян годы обозначались именами консулов. Благодаря тому, что астрономически точно установлен год эпонима, когда случилось солнечное затмение в Ниневии, мы имеем список, обнимающий период в 228 лет и представляющий хронологический документ исключительной ценности. Вместе с дополняющим и подтверждающим его другим хронологическим документом — так назыв. "Птолемеевым Каноном", где перечислены имена царей в Вавилоне, Ассирии и Персии от Набупалассара в 747 г. до Александра Великого и позже — он служит основой библейской X. за время от 890 года. Эти два документа, в связи с ассирийскими надписями и другими источниками, дают непосредственные сведения ο событиях израильской истории и устанавливают даты многих библейских событий. Вопрос, однако, осложняется вследствие неопределенности библейских хронологических систем. Первая библейская дата, которая таким образом точно устанавливается, есть 854-й год, когда Ахаб, царь израильский, вместе со своими союзниками потерпел поражение от Салманассара (859—825) при Каркаре. Об этом факте не упоминается в Библии, но он получает историческое значение в связи со следующей датой, 842 годом, когда Иегу привез подарки тому же Салманассару. В течение этого промежутка в 13 лет (854—842) умерли цари Ахаб, Ахазия и Иегорам и вступил на престол Иегу, который, по всей вероятности, тотчас по получении царской власти отправил подарки ассирийскому царю. Библейские данные ο двух годах для Ахазии (I Цар., 22, 52) и двенадцати для Иегорама не оставляют времени для Ахаба по 854 год; невозможно допустить, чтобы он умер в год своего поражения при Каркаре. Поэтому следует допустить для Ахазии и Иегорама не 14, а меньше лет. [Но можно допустить также и то, что Иегу принес подарки Салманассару, не будучи еще царем израильским, а в качестве уполномоченного Ахаба или одного из его преемников. Некоторое подтверждение этого предположения можно видеть в том, что Иегу в подписи на обелиске Салманассара называется не царем, а сыном Омри (Ja-u-а opil Humri), а это может означать "сын страны Омри", как называлось израильское царство (ср. Jeremias, D. Alte Testament im Lichte d. alten Orients, 1906, 514—16). — Ред.]. Идя от 842 года назад, мы можем с приблизительной точностью установить год разделения обоих царств и смерти Соломона (около 930 г.). Небесполезно отметить, что, по свидетельству Менандра Эфесского, смерть Соломона также приходится приблизительно на этот год. Для прежнего времени, периода Давида и Саула, нельзя установить достоверные даты. Относительно доцарской эпохи все, что можно установить на основании раскопок Тель-Эль-Амарны, это то, что к половине 15 века евреи еще не поселились в Ханаане. Следующей достоверной датой за 842-м годом является 738 год, когда, согласно одному клинописному памятнику, царь Тиглат-Пилесер III получил дань от израильского царя Менахема (см.; ср. также ib., 15, 19, где назван не Тиглат-Пилесер, а Пул, но эти два имени, несомненно, идентичны). Достоверными датами являются еще 734 год, когда умер Пеках, царь израильский, и 722-й, когда умер Гошеа, преемник Пекаха. Даты последнего столетия существования иудейского царства, от падения Самарии до разрушения первого храма (721—586), подтверждаемые не только ассирийскими, но и вышеуказанными египетскими источниками, отличаются и в Библии своей определенностью, что и неудивительно, ибо они касаются эпохи, относительно которой хронисты могли быть достаточно осведомлены. Дальнейшая X. не представляет уже значительных трудностей. Канон Птолемея является вполне надежным фундаментом для последующей X. еврейской истории. — Согласно Лев., 258, евреи должны были считать семь субботних циклов по 7 лет каждый и соблюдать 50-й год, как юбилейный. В Библии нет указаний на то, когда начался счет юбилеев и когда он прекратился. Предание считает, что 15-й год по вступлении евреев в Ханаанскую землю был первым годом первого юбилейного периода. Предание также утверждает, что соблюдение юбилеев прекратилось после завоевания Самарии Салманассаром (Маймонид, Jad, Schemitta we-Jobel, X, 8). [Это предание, основанное на известном толковании библ. текста, утверждает только, что юбилейный институт после изгнания 10 колен стал необязателен, но не говорит, что он был упразднен. Из Мишны Арахин, IX, 4 видно, что во время Гиллеля институт этот функционировал. Из VII главы указанного трактата, особенно из § 4, также видно, что институт этот существовал во время второго храма; не придумают же особенную терминологию םישוטר для вещей, никогда не существовавших. — Ред.]. Но так как по талмудическому закону (Санг., V, 1) свидетелю на суде задавался вопрос: "в какой юбилейный период, в какой субботний цикл и в какой год цикла" случилось разбираемое на суде происшествие, то нужно думать, что счет времени по юбилеям применялся на практике (ср. Седер Олам, 30), хотя ни в Библии, ни в Талмуде не сообщается ни один такой случай. В каталоге еврейских рукописей Нейбауера в Бодлеянской библиотеке имеется такая дата "1797 г. сел. эры, 3-й год суббот. цикла" (№ 2493). Из отдельных способов восстановления библ. X. отметим счет эллиниста Димитрия (см.), дающий X. от Адама до смерти Моисея (приводится у Евсевия, Praep. Evang., IX, 21) и от вторжения Санхериба до Птолемея Филопатора (приводится у Клеменса Александрийского, Strom., I, 21). После Димитрия хронологический материал собирал Эвполем, живший между 140—100 до Р. Хр., насчитывающий от Адама до Димитрия Никатора 5149 лет. По Филону, от сотворения мира до начала христианства прошло 5169 лет. И. Флавий считает от Адама до разрушения Иерусалима при Тите 4223 года (Древн., X, 8, § 5; 9, § 7; И. В., VI, 4, § 8); с другой стороны, в предисловии к Древностям он заявляет, что священные книги (не доходящие до его времени) охватывают период в 5000 лет. Вообще, Флавий в своих хронологических данных допустил много противоречий, и нельзя говорить о его хронологической системе. Он то пользуется египетской, заимствованной им от Николая Дамасского или Страбона, то селевкидской, то Олимпиадами и римскими консульскими датами. Евреи создали свою национальную эру, когда Симон Маккавей добился политической независимости Иудеи, официальные документы и договоры стали датироваться с того года, как Симон стал первосвященником (I Мак., 13, 41; 14, 27), что соответствует 170-му году селевкидской эры. Но эта национальная эра не удержалась надолго, и евреи продолжали считать по утвердившейся у них со времени сирийского господства селевкидской, или греческой, эре (хешбон га-иеваним; βασιλεία 'Ελλήνων, I Мак., 1, 11, βασιλείων Άσσυρίων [т. е. сирийцев]; И. Флавий, Древн., XIII, 6, 7; у евреев называлась также תורטש ןינמ, эрой контрактов; см.). Собственно еврейской эрой можно считать счет от сотворения мира, предложенный, согласно преданию, Мар-Самуилом в 240—1 году по Р. Хр., явившемся по его счету первым годом пятой тысячи от сотворения мира, и окончательно принятый Гиллелем около 360 г.; в основе здесь лежит периодический цикл в 19 лет, с помощью которого лунный год приводится в связь с солнечным, и дается способ для определения праздничных дней, что имело важное значение после того, как евреи рассеялись по всему свету. Эта эра считает от сотворения мира до Р. Хр. 3760 лет. Применение ее встречается редко в Талмуде (Аб. Зара, 9б); ею пользовались Шерира гаон (см. Азария де Росси, Меор Энаим, 96), Шаббатай Донноло (946) и Танна дебе Элиагу (974). Маймонид приводит три эры, как, напр., в Мишне-Тора (Шемитта, X, 4): 1107 г. по разрушении храма, 1487 г. селевкидской эры и 4936 г. от сотворения мира. Этой эрой от сотворения мира ортодоксальное еврейство пользуется до настоящего времени; на практике приходится пользоваться христианской эрой так же, как на Востоке магометанской.

Ср.: Lewisohn, Gesch. des Jud. Kalenderwesens, 28—35; Seder Olam; Abraham b. Chja, Sefer ha-Ibbur, III; Isaac Israeli, Jesod Оlаm, IV; I. Loeb, Joseph Haccohen et les chroniqueurs juifs; S. Poznanski, Monatsschrift, XLIV, 508; Kohler, Chronology, 1884—85. Капитальным сочинением по всемирной X. является труд Иделера, Handb. der Mathemat. und techn. Chronol., 1825, и его же Lehrb. der Chron., 1831. X. Вoстока, на основании новых добытых материалов разработана Шрадером (Keilinschr. und Geschichtsforsch., 1874), Э. Мейером (Ueber aegyptische Chron. in Sitzungsberichte der Berlin. Acad., 1904, 1907), Л. Кингом (Chronicles concerning early Babylonian Kings, 1907); Bousset, Das chronolig. System der bibl. gesch. Büch., Zeitsch. f. Alttest. Wis., 1900; von Bosse, Die chron. Syst. im А. T. und bei Josephus, Mitt. d. Vorderas. Ges., 1908. Специально о библейской X. см. комментарии к кн. Бытия, Судей, Царств Дилльмана, Гункеля, Будде, Новакка, Бенцингера, Киттеля; Nöldeke, Unters. z. Krit. d. А. T., 1869; Wellhausen, Zeitrechn. des Büch. d. Könige, 1875; Kamphausen, Chron. d. hebr. Könige, 1883, Rühl, Die tyrische Königsliste, 1893; Oppert, Götting. gelehrte Nachr., 1877; Jew. Enc. IV, s. v. Chronology; ib, V, s. v. Era.

Раздел1.




   





Rambler's Top100