Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Шаббат га-Гадол

לודגה תנש ("Великая Суббота") — суббота перед Пасхой. Название "великой" для этой субботы встречается у Раши; выделяется из ряда других суббот благодаря чуду, свершившемуся, согласно Мидрашу, в субботу, предшествовавшую Исходу из Египта. Когда Бог приказал израильтянам приготовить агнцев к 10-му Нисана в качестве пасхальной жертвы, евреи боялись мести со стороны египтян, почитавших агнца как свое божество. Согласно одной мидрашитской легенде, египтяне падали в обморок, когда они видели агнцев, привязанных к ножкам кроватей в домах евреев (Песикта Зутарти, Бо, XII, 6), а по другой легенде, первенцы в семьях египтян, предчувствуя, что их ожидает такая же участь, как и агнцев, умоляли своих родителей не задерживать исхода (Toc. к Шаб., 87б, s. v., ותואו). Автор "Шибболе га-Лекет" (13 в.) добавляет, что в дневном богослужении этого дня в синагоге читается проповедь с подробным объяснением правил, касающихся приближающейся Пасхи, почему этой субботе дано название "великая". Абударгам считает эту субботу "великой" на том основании, что в этот день Бог в первый раз дал израильтянам закон. Цунц и Хвольсон полагают, что такое название предпасхальной субботы заимствовано евреями у христиан. Зонненшейн полагает, что название "великой" дано этой субботе потому, что в гафтаре этого дня говорится ο "наступлении дня Господня, великого и страшного" (Малахи, 3, 23); но так как, по мнению некоторых авторитетов, эта гафтара читалась только в тех случаях, когда 14-е число Нисана падает на субботу, то надо полагать, что первоначально великой считалась только такая суббота, которая совпадает с первым днем Пасхи. Высказано также предположение, что לודגה תנש есть искажение слов הדגה תנש (суббота гагады), ибо в этот день читается пасхальная гагада. Утреннее богослужение в Ш.-га-Г. заключает в себе специальные "иоцерот"; после обеда читают пасхальную гагаду, начиная со слов "Абадим гаиину" и до "Раббан Гамалиил". В прежние времена раввин в этот день читал наставления ο праздновании Пасхи, особенно для сельчан, приходивших ради праздника в город, а маггид рассказывал ο чудесах Исхода.

Ср.: Раши, Ha-Pardes, § 17; Zunz, S. P., стр. 9; Allgem. Zeit. des Jud., 1902, №№ 18 и 23. [J. E., XI, 215].

Раздел2.




   





Rambler's Top100