Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Шацкес, Моше Арон

— писатель. Род. в 1825 г. в Карлине, ум. в 1899 г. в Киеве. Ш. приобрел обширные познания в области талмудической письменности, затем увлекся просветительными течениями, и в 1866 г. вышел первый том его "Ha-Mafteach", являющегося одной из характернейших книг той эпохи (2-й том вышел в 1869 г.). Ш. хотел дать критическую оценку встречаемых в Талмуде легенд с их гиперболами и фантастическими узорами. Не обладая ни научным методом, ни надлежащими историческими знаниями для исследования фольклора, Ш. прибег к излюбленному в среде тогдашних просветителей способу рационалистических толкований. Ш. рассматривал легенды с точки зрения современных прикладных знаний, и, подчеркивая таким путем нерациональность этих легенд, он пытался доказать, что они являются лишь аллегориями, в которые древние мудрецы облекали глубокие нравоучительные идеи. При этом Ш. приписывал авторам этих аллегорий современные рационалистические идеи и тенденции. Книга Ш., пользовавшаяся большой популярностью у "маскилим", встретила негодование со стороны ортодоксов. В Гродне "Ha-Mafteach" был публично сожжен, и ее автор объявлен отступником (см. "Ha-Karmеl", VI, № 33). Такая же участь постигла книгу и в некоторых других городах. Были также сделаны попытки научно опровергнуть выводы Ш.; И. Д. Мюллер опубликовал полемический труд "Milchemet Sofrim" (1871), значительно позже (1890) А. Б. Дубжевич — брошюру "Loi dubim we-lo-jaar". Методом казуистико-аллегорических толкований Ш. пользовался и в ряде позднейших работ: "Arba Ponim" (Ozar ha-Sifrut, III, отдел 3-й, 103—118), "Haschkafah al debar sefer Hiob" ("Ha-Assif", II) и др. Ш. писал также и на жаргоне. Популярностью пользовался его "Der jüdischer var-Pessach" (1881, за подписью M. Зеликович), в котором автор в юмористическом тоне тенденциозно описывает предпраздничную сутолоку, желая подчеркнуть устарелость многих обычаев и обрядов; книга, представляет этнографический интерес обилием бытовых сцен из жизни литовского еврейства. Ряд бытовых очерков Ш. помещен в "Jüdische Volksbibliotek", I.

Ср.: "Achiassaf", VIII, 387; "Bocx.", 1891, III, отд. 2, 23—7; "Пережитое", III, 318—19; L. Wiener, The History of Jidd. Liter., ind.

Раздел7.




   





Rambler's Top100