Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Шеба

(Шева), אנש (в Септ. Σαβά). — 1) Первый сын Раамы, брат Дедана и внук Кyшa (Быт., 10, 7; I Хрон., 1, 9). Ш. является здесь народом кушитской расы. По Бохарту народ этот обитал при Персидском заливе. См. Раама. — 2) Последний (десятый) сын Иоктана, сына Эбера (Быт., 10, 28; I Хрон., 1, 22). Здесь Ш. является народом арабским, из группы Иоктанидов (см. Иоктан). По Бохарту этот народ жил на юго-западной окраине Аравии. — 3) Первый сын Иокшана, брат Дедана, внук Авраама от Кетуры (Быт., 25, 3). И здесь Ш. является народом арабским (см. Кетура), но местожительство его предполагается в Северной Аравии (как и народа Мидиана, см.). Исследователи считают, что все эти данные относятся к народу Савейскому (Савскому), славившемуся богатством и высокой культурой. Главный их город назывался Мариаба (Mariaba regia у Плиния; Marib у арабских писателей). Развалины этой столицы вновь найдены в 6 днях пути к востоку от Санаи (в Йемене). О торговле савеев и их богатстве имеются данные в Исаии, 60, 6; Иерем., 6, 20; Иезек., 27, 22, 23; 38, 13; Псалм., 72, 10, 15. См. еще ст. Савская царица. Савеи занимались, впрочем, иногда также грабежом (Иов., 1, 15). По-видимому, савеи имели колонии в Сев. Аравии и на берегах Персидского залива. Этим объясняются различные родословия савейского народа.

Ср.: J. Fürst, Hebr. u. chald. Handwörterb., II, 1863, 398 и сл.; Dillmann, Die Genesis, 1886, 181 и сл., 304; Glaser, Skizze der Geschichte und der Geographie Arabiens, I, II; Hommel, Grundriss der Geographie u. Geschichte des Alten Orients, I, 1904, 142 и сл.; Mitteil. d. Vorderasiatischen Gesellschaft, III, 141 и сл., VΙ, 1 и сл.; Weber, Arabien vor dem Islam, 1904; Hartmann, Die arabische Frage; Deutsch, Wo lag das Paradies, 303.

Шеба, ענש (в Септ. Σαβέε, почему в славянской Библии Савей). — 4) Сын Бихри (см.), из рода, который, по-видимому, происходил от вениаминитов и эфраимитов. Как вениаминиты, так и эфраимиты питали враждебные чувства как к колену Иудину вообще, так и к власти Давида в частности. Первые не могли забыть, что Давид перенял власть их соплеменника Саула, вторые помнили еще времена Гидеона и Абимелеха. Когда Давид после убийства Авессалома возвращался из Заиорданья в Иерусалим, то раньше всех других поспешили встретить его представители иудина колена; представители других колен не успели собраться там, где царь переправился через Иордан. Прибыв в Гилгал, представители северных колен заявили, что они обижены тем, что представители иудина колена "украли царя и переправили его через Иордан" без их участия. Представители иудейские неосторожно ответили, что царь одного племени с ними и потому ближе им по крови. Тогда израильские представители еще более оскорбились. Пользуясь этим, Ш. провозгласил: "Нет нам доли в Давиде и нет нам удела в сыне Иишая! По шатрам своим, Израиль!". Ему удалось объединить недовольных, и вспыхнул мятеж. Ш. успел укрепиться в Абель-бет-Маахе, на крайнем севере Палестины. Иоабу (см.) пришлось приступить к правильной осаде крепости, готовясь уничтожить весь город. Тогда одна женщина, позвав к себе Иоаба, упрекнула его за намерение разгромить "удел Божий", "город и матерь во Израиле". Иоаб ответил, что хочет только овладеть Ш.; тогда Ш. отрубили голову и выбросили ее Иоабу через городскую стену. Иоаб освободил город (II Сам., 20, 1—22). — Агада принимает Ш. за одно лицо с эфраимитом-идолопоклонником Михой (Суд., 17) и с Небатом, отцом Иеробеама, отпавшего от Давидовой династии (Санг., 101б). — 5) Личность из колена Гадова (I Хрон., 5, 13). — 6) Город в уделе колена Симеонова, упоминается рядом с Беер-Шебой (Иош., 19, 2).

А. С. К.

Раздел1.




   





Rambler's Top100