Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Шебиит, субботний год

תיעינש (буквально "седьмой"), или Шемита (הטימש), от глагола טּמש (спускать, отпускать, оставлять) — оба эти названия означают седьмой или субботний год, в течение которого по библейскому закону земля оставалась под паром и погашались всякие денежные обязательства. В Библии этот год называется "годом отпущения", הטימשה תנש. В талмудической литературе употребляется преимущественно название Ш., причем Талмуд различает два вида шемиты: денежную шемиту, םיפםכ תטימש, и земельную шемиту, תועקרק תטימש. Первый род шемиты вступал в силу в конце 7-го года, а второй вид — в начале. О Ш. в Библии и в иудео-эллинскую эпоху см. Субботний год. Первый субботний год, по Талмуду, праздновался 21 год спустя по пришествии евреев в Ханаанскую землю (Ар., 12а, 13б; Зеб., 118б): согласно традиции, 7 лет продолжалось завоевание страны и 7 лет разделение земли между коленами, а потом только началось правильное летосчисление. Для определения в настоящее время субботнего года, по мнению одних талмудистов (Раши), надо взять число лет, протекших со времени разрушения второго храма, прибавить один год и число разделить на 7, остаток покажет, который год в шемите мы теперь имеем. По мнению же Маймонида, которое принимается к руководству, к числу лет после разрушения храма ничего не прибавляется, а число это просто делится на 7 (ср. Абода Зара, 9б и Jad ha chasaka, Hilchot Schemita, X, 4—6). Ш. в талмудическую эпоху продолжало соблюдаться, но уже патриарх Иуда I в начале 2-го века жалуется на небрежное отношение к закону со стороны населения (Мехильта, конец Китисса); он хотел было совсем отменить этот закон, но его удержали другие ученые (Иер. Таан., III, 66а). Шемита продолжалась от осени до осени, начиная с дня Нового Года, но для предупреждения нарушения закона законоучители впоследствии увеличили это время, запретив посев хлебов и деревьев за 30 дней до Рош га-Шана. Еще позднее они запретили полевые работы с Пасхи 6-го года. Расширение срока Ш. известно под именем "эреб шебиит". Законоучители всячески старались поддерживать институт Ш. и говорили, что несоблюдение закона ο Ш. повлечет за собою изгнание народа с родины, и за употребление в пищу плодов 7-го года (т. е. посевов 6-го года) Бог посылает моровую язву (Абот, V, 8 и 9). Закон Ш. не имел повсеместного применения у евреев: при существовании второго храма он применялся лишь в областях, где поселились выходцы из Вавилонии под предводительством Эзры (оле баббел). Законоучители, однако, распространили впоследствии действие закона и на Сирию для того, чтобы у жителей Палестины не было соблазна туда переселиться (Иер. Шеб., 36а). Все пространство Палестины было в этом отношении разделено на три части: Иудею, Галилею и Заиорданье, и в них закон соблюдался не в одинаковой степени (Шеб., IX, 2). Талмудическое законодательство распространило институт денежной шемиты ("шемитат кесафим"), т. е. погашение долгов в Ш., и на внепалестинские земли, а "земельную шемиту" (шемитат каркаот) оно ограничило одной лишь Палестиной в ее пределах при Эзре. Очевидно, что первого рода шемита считалась независимой от места и имела целью освобождение бедняка повсюду от его долгового бремени через известные промежутки времени. Применение на практике этого закона тормозило, однако, экономическую жизнь, особенно, после того как земледелие перестало быть главнейшим занятием евреев. Гиллель смягчил влияние закона введенным им институтом "просбола" (см.). От действия закона, кроме того, были освобождены некоторые виды денежных обязательств: заработная плата, товар в кредит, ссуда под залог; вместо того, чтобы поставить уплату долга в зависимость от доброй воли должника, позднейшие талмудисты поставили взыскание долга в зависимость от доброй воли кредитора (Шеб., X). Еще Мишна при этом высказывает пожелание, чтобы должник не злоупотреблял своим правом шемиты, и высказывает похвалу тем, кто им не пользуется (Шеб., X, 4). Однако законоучители хотели чтобы "закон ο шемите не был забыт" (Гит., 36б). Маймонид в своих респонсах устанавливает, что шемита не должна применяться лишь в одном случае, а именно тогда, когда кредиторами являются сироты. Когда Ашер бен-Иехиель посетил Испанию, он был поражен, что шемита не совершенно признается испанскими евреями, и взыскание долгов происходит даже без применения просбола. По-видимому, немецкие евреи в 13-м веке считались еще с древним институтом, по крайней мере, с просболом. Земельная шемита не упоминается ни Яковом Ашери в его "Тур", ни Иосифом Каро в Шулхан-Арухе, но оба они считают действительными денежную шемиту и просбол (Хошен Мишпат, § 67) не только в Палестине, но и повсюду. Однако Моисей Иссерлес утверждает, что большинство еврейских авторитетов относится безразлично или вовсе игнорируют шемиту. Иссерлейн объясняет это равнодушие тем, что шемита была введена в сущности лишь для Палестины и прилегающих к ней Египта и Вавилона, а распространение ее на другие страны сделано было позднейшими законоучителями лишь для того, чтобы закон не был окончательно забыт (Terumat ha-Deschen, № 304). Иосиф Koлон ("Респонсы", № 92) полагает, что по отношению к шемите бет-дин должен руководствоваться обычаями, господствующими в каждой отдельной стране; он же постановил, что бет-дин должен верить без клятвы кредитору, утверждающему, что им потерян его просбол. При современных социальных отношениях и установившихся условиях кредита с писанными гарантированными обязательствами и определенными сроками платежа, денежная шемита потеряла свой raison d'être даже для самой Палестины. Земельная же шемита, в общем, там соблюдается, и в субботний год палестинские евреи пользуются продуктами заиорданских округов (Шварц, Tebuot ha-Arez, 20, Иерусалим, 1900). В последнее время вопрос ο соблюдении шемиты был возбужден в палестинских колониях. Р. Ицхак Элханан Спектор предлагал в обход закона номинальную продажу земли неевреям и пользование трудом неевреев в субботнем году. Такому обходу закона воспротивились ашкеназские раввины в Иерусалиме и издали официальный циркуляр к "братьям-колонистам" с требованием остаться верными древнему библейскому постановлению (Ha-Сhаbazzelet, 26 окт. 1888 г., за подписью раввинов Дискина и Саланта). В Европе собран был фонд для поддержания колонистов в субботние годы. О хронологических датах субботних лет см. Юбилейный год.

Раздел3.




   





Rambler's Top100