Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Шелгунов, Николай Васильевич

— выдающийся русский публицист (1824—1891), один из представителей радикально-прогрессивного движения 60-х годов, приобретший особенное влияние на молодежь в конце 70-х и начале 80-х годов, когда он был близким сотрудником "Дела", и позднее в 1885 г., когда он в "Русской Мысли" вел "Очерки русской жизни". Ш. нередко касался и еврейского вопроса. Специально этому вопросу посвящено его "внутреннее обозрение" в журнале "Дело" (1881, № 6; перепечатано в собрании сочинений); он обстоятельно выясняет печальное недоразумение, в результате которого явились погромы 1881 г., состоящее в том, что народ и в частности рабочие, громившие евреев, страдая от экономической эксплуатации, ошибочно отожествляли эксплуатацию с еврейством. Ш. приходит к такому выводу: "Для еврейского вопроса не существует другого разрешения, кроме того, которое существует для всех вообще вопросов, если они разрешаются не зажимом. Свобода совести, свобода мысли, свободное развитие производительных сил и вообще свободное развитие личности — вот единственное разрешение для всех вопросов, одинаковое как для вопроса еврейского, так и для русских вопросов". Касается евр. вопроса Ш. также во внутренних обозрениях "Дела" за 1882 г. (№№ 7, 8, 12). Специально или главным образом тому же вопросу посвящен один из "Очерков русской жизни", в "Русской Мысли" (1889, № 10; перепечатан в "Очерках Русской Жизни", СПб., 1905, глава 42), написанный по поводу книги М. Г. Моргулиса "Вопросы еврейской жизни". Ш. с грустью и недоумением останавливается перед новым расцветом антисемитизма. Ш. приводит ряд фактов, доказывающих, что в 60-х годах даже представители правительства серьезно склонялись если не к признанию еврейской равноправности, то, во всяком случае, к снятию черты оседлости и другим прогрессивным мерам, и спрашивает: "Что же такое случилось? Или евреи в эти 25 лет дали какой-нибудь особенный повод, что против них потребовалось снова воздвигать костры? Что-то действительно случилось, но только не с евреями. Евреи в это время не только не подали ни малейшего повода к нетерпимости — напротив, они делали самые энергические нравственные и умственные усилия, чтобы вывести еврейство на новый путь". Так как экономический строй обществ и государств изменяется только веками, а предрассудки тысячелетиями, "то быстрых перемен в положении евреев ждать нельзя", — таков печальный вывод Шелгунова.

В. Водовозов.

Раздел8.




   





Rambler's Top100