Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Шнеур, З.

— поэт. Род. в 1887 г. в Шклове в хасидской семье, ныне (1913) живет в Париже. Жажда знаний побудила тринадцатилетнего Ш. покинуть родительский дом, и он без всяких средств направился в Одессу, где в нем принял теплое участие поэт Х. Н. Бялик. К этому же времени началась и литературная деятельность Ш. Первые его стихотворения появились в "Olam Katon", затем Ш., поселившись в Варшаве, работал в изд. Тушия и сотрудничал в "Ha-Dor" Фришмана, оказавшего большое влияние на Ш. В 1904 г. Ш. стал сотрудничать в "Ha-Zeman". Под впечатлением погромов 1905 г. Ш. написал поэмы "Matanah", "Maasse bereschit" и "Feier", два очерка, посвященные октябрьским погромам ("Oif beide sehen Dnester", "Di Nekoma"), и полную мрачного пессимизма повесть "Ha-Mowet" (вышла также и на жаргоне, изд. Гашахар). Появившийся в 1906 г. сборник древнеевр. стихотворений "Im schekiat ha-chamah" сразу выдвинул Ш. в первые ряды новейшей евр. литературы. В этом сборнике с большой силой переданы переживания молодой души, радующейся воздуху, солнцу и чарам любви. Но уже в начальном периоде творчества Ш. явственно проявляются и тревожно-смутные настроения поэта. Рядом с сочными, полными беззаботного смеха "Kach noschkim ezlenu" и "Karschen" поэт сетует на одиночество и "ничтожество" жизни (стих. "Reikim ha-Chajim") и со скорбью заявляет, что на него не мертвецы наводят ужас, a живые (стихотв. "Maasse"), что смерть неизмеримо ярче и величественнее обыденной, будничной жизни ("Wireich der weisser Toit, wi orem is das Leben"). Эта разнородность основных мотивов творчества Ш. проявляется еще выпуклее в позднейших, более зрелых его поэмах. Рядом с прекрасной поэмой "Behorim" (в сборниках "Sifrut"), где в мощных образах поэт изливает свой восторг перед величавой красотой горной природы, Ш. пишет полную горького сарказма "Ве-Achrit ha-jomim" (Ha-Schiloach, XXIII) и элегически-грустную "Al chof ha-Seinah" (ib., XXI) — здесь поэт рисует гибель старых богов, которым новые не пришли на смену; "умерли боги, но человек еще не воскрес... и страшно человеку без бога, a одиночество, великое и беспредельное, смотрит из каждого угла застывшими глазами". Этот основной мотив одиночества и тоски звучит во многих песнях Ш. ("Di Benkschaft", "A Stein" и др.)· Повести и стихотворения Ш. на разговорно-евр. языке вышли в трех частях в изд. Шимина (Schriften, 1909), повести на древнееврейском в изд. Тушия ("Min ha-chajim we ha-mowet", 1910). Вышли также отдельно песни для детей ("Schirei jelodim"), "Ha-eis" (рассказ) и сборник "Prosa an Lieder". Ныне (1913) в изд. Мория готовится к печати полное собрание древнеевр. стихотворений и поэм Ш. — Ср.: Baal Machschabot, Geklib. Schriften, Ι, 189—200; С. Цинберг, "Свобода и рав.", 1907, № 20; И. Клаузнер, "Новоевр. литер.", 116—7.

Ц.

Раздел7.




   





Rambler's Top100