Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Щедрин, Н.

(Салтыков Михаил Евграфович) — знаменитый русский писатель (1826—89); в качестве беллетриста он упоминал ο евреях только мимоходом, но еврейскому вопросу он посвятил специальную, чрезвычайно сильную и яркую статью под названием "Июльское веяние", напечатанную в "Отечественных записках" 1882 г., № 8 (подписанную его инициалами M. C.), в полном собрании сочинений почему-то не перепечатанную. Статья написана по поводу погромов 1882 г. и антисемитской агитации того времени; она написана в тоне горячего негодования, не совсем обычном для писательской манеры сатирика. "История, говорит Щедрин, никогда не начертывала на своих страницах вопроса более тяжелого, более чуждого человечности, более мучительного, нежели вопрос еврейский... Нет более надрывающей сердце повести, как повесть этого бесконечного истязания человека человеком... Нет ничего бесчеловечнее и безумнее предания, выходящего из темных ущелий далекого прошлого, и с жестокостью, доходящей до идиотского самодовольства, из века в век переносящего клеймо позора, отчуждения и ненависти... Что бы еврей ни предпринял, он всегда остается стигматизированным. Делается он христианином — он выкрест; остается при иудействе — он пес смердящий. Можно ли себе представить мучительство более безумное, более бессовестное?.. И во сне увидеть себя евреем достаточно, чтобы самого неунывающего субъекта заставить метаться в ужасе и посылать бессильные проклятья судьбе". Щедрин не отрицает того, что из евреев вербуется значительный контингент ростовщиков и эксплуататоров всякого рода, но, спрашивает он, "кому же приходило в голову указывать на Разуваева, как на определяющий тип русского человека? А Разуваева-еврея непременно навяжут всему еврейскому племени и будут при этом на все племя кричать: ату!" Свою статью Щедрин заканчивает словами: "Даже в литературу нашу только с недавнего времени начали проникать лучи, освещающие этот агонизирующий мир. Да и теперь едва ли можно указать на что-нибудь подходящее, исключая прелестного рассказа г-жи Оржешко "Могучий Самсон". Поэтому те, которые хотят знать, сколько симпатичного таит в себе замученное еврейство и какая неистовая трагедия тяготеет над его существованием, — пусть обратятся к этому рассказу, каждое слово которого дышит правдою. Знать — вот что нужно прежде всего, a знание несомненно приведет за собой и чувство человечности. В этом чувстве, как в гармоническом целом, сливаются те качества, благодаря которым отношения между людьми являются прочными и доброкачественными. А именно: справедливость, сознание братства и любовь". В этой замечательной статье весь Щедрин с его отношением к еврейскому и вообще к инородческому вопросу; взгляды, в ней высказанные, проводились Щедриным систематически в редактируемых им "Отечественных записках". Статья в свое время вызвала озлобленное негодование антисемитских органов.

В. Водовозов.

Раздел8.




   





Rambler's Top100