Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Эдельс, Самуил Элиезер бен-Иуда

(א״שרהמ) — талмудист, род. в 1555 г. ум. в Остроге в 1631 г. Очень рано приобрел известность как один из величайших талмудистов своего времени. Тесть Э. р. Моисей Ашкенази (см.) основал для него раввинскую школу; к Э. стекались ученики и талмудисты со всех концов Польши и Литвы. Все ученики содержались на средства семьи Э. Весть ο подвижнической жизни и высоких душевных качествах Э. распространилась по всему еврейству того времени. В 1590 г. Э. принял участие в ярославском Вааде 4-х стран. Подпись его значится после подписи р. Меира из Люблина на постановлении ο запрещении занимать раввинскую должность путем подкупа влиятельных лиц. В 1610 г. Э. стал раввином в Холме, каковой пост он занимал до 1614 г. В том же году Э. был избран ректором раввинской школы в Люблине. Позже занял пост главного раввина и ректора раввинской школы в Остроге (Вол. губ.). — Эпоха Э. совпала с расцветом изучения раввинской литературы. В многочисленных раввинских школах и академиях процветал пилпулистический метод, но вместе с тем стало падать изучение самого Талмуда и источников раввинской литературы. Распространение Шулхан-Аруха и других ритуальных сочинений привело к тому, что сами источники почти игнорировались или изучались не с целью глубокого понимания их, a лишь для строения смелых сопоставлений. Э. в руководимой им раввинской школе ввел главным образом изучение Талмуда, Раши и Тосафот. Разъяснения трудных мест Э. достигал не сопоставлением с параллельными отрывками Талмуда и коммент., a лишь путем глубокого проникновения в самый текст. Э. отрицательно относился к изучению разных кодексов, в особенности Шулхан-Аруха. Э. также отрицательно относился к тогдашнему увлечению мистикой. В 1600—02 гг. Э. опубликовал часть своих новелл (анонимно); горячий прием, которые встретили эти новеллы со стороны талмудистов, побудили его опубликовать в 1611 г. остальные новеллы к Талмуду, перепечатывавшиеся с тех пор неоднократно во всех изданиях Талмуда. Эдельсом издан сборник новелл к агадическим местам Талмуда (т. I, Люблин, 1627; т. II, Краков, 1631). В 1692 г. изд. новый сборник новелл Э. под заглавием "Mahadura Batra". Э. имел большие познания по астрономии и философии. Гимны на субботу опубликованы под загл. "Kabbalat Schabbat" (Люблин, 1620). — Ср.: B. Friedberg, Gesch. d. Familie Schor, 1901. p. 10; Graetz, Gesch., евр. пер., т. VIII, index, s. v. J. E., V, 36.

Раздел9.




   





Rambler's Top100