Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Элиша

— 1) (עשלא; в Септ. Έλισαε Έλισσαέ; в славянской и русской Библии Елисей) — пророк, ученик и преемник пророка Илии. Отец его Шафат был, по-видимому, зажиточный поселянин из Абел-Мехолы. Э. при первой встрече с Илией пахал землю (I Цар., 19, 16 и сл.). По внушению Божию Э. был "помазан" Илией в пророки. Заметив его, Илия накинул на него свой плащ (символ посвящения). Э. пошел за пророком, пожелав только поцеловать отца и мать перед разлукой. С тех пор он стал неразлучным спутником Илии. Он, по выражению Библии, "лил воду на руки Илии", т. е. служил ему. Последователи Илии скоро признали его преемником вознесенного на небо пророка, перед смертью оставившего ему свой плащ (II Цар., 2, 13—15). Деятельность Э. носила политический и общественный характер. Во время похода против Меши, царя моабитян (II Цар., 3, 4), он спас евр. армию от гибели, моабитяне же были разбиты наголову. Во время войны с сирийцами благодаря совету Э. был расстроен вес план кампании. Под его же влиянием один из "bene ha-nebijm" помазал Иегу на трон. Иегу же сверг с престола династию Ахаба. Библия сообщает ο чудесах, совершенных Э.: он наполнил сосуд бедной вдовицы елеем; воскресил сына женщины из Шунем; сделал безвредным дикий тыквенник; накормил большую толпу небольшим запасом пищи. Даже после смерти Э., одно прикосновение к останкам его оказывалось чудодейственным (II Цар., 13, 20,21; ср. Сирах, 48, 13—15). Большею частию пророк жил в Самарии, посещая изредка Иерихон и Бет-Эль (ib., 2, 25; 8, 3).

Раздел1.

Э. в Талмуде. Согласно традиции, Э., получивший двойную долю пророческого духа, совершил вдвое более чудес чем Илия (Kimchi к II Цар., 2, 14). Так, Илия воскресил лишь одного человека, a Э. двух: 1) сына женщины из Шунема и 2) излечением сирийского полководца Наамана от "цараат" вернул его к жизни, так как одержимые этой болезнью как бы вычеркивались из списка живых (Хул., 7б; Санг., 16а). Талмуд считает Э. и его предшественника великими авторитетами в Законе. Чтобы объяснить гнев пророка, пославшего медведей на детей, посмеявшихся над ним, талмудисты прибегли к известным усилиям, указывая на игру слов и читая в тексте вместо םירענ — םירוענמ, т. е. лишенные религиозных убеждений (Сота, 46а). Во всяком случае и пророк был наказан за жестокое обращение с детьми (Санг., 107б). Талмуд. предание знает и имя возвращенного к жизни пророком и рассказывает многое о его матери, женщине из Шунема.

Раздел3.

По мнению критической школы сказание ο пророке Э., подобно преданиям ο жизни Илии, существовало в виде цикла легенд и в вариациях еще до того, как оно было включено в книги Сам. и Цар. Уж сам текст, по мнению критиков, характерен в этом отношении, представляя собою не историческое сказание, a ряд преданий с элементом чудесного. Во многих случаях тенденция этих легенд даже слишком прозрачна: она пытается внушить уважение к сану пророка и поднять его престиж. Критика желает видеть в цикле сказаний об Э. даже одно подражание другому циклу, связанному с именем Илии: часто чудеса Э. являются повторением чудес его учителя. Даже в литературной форме видны следы подражания в биографии Э. Оба пророка названы "людьми Божьими", имена царей указаны лишь вскользь. Критика пытается доказать, что даже в тех редких случаях, где цари поименованы, имена их вставлены, по-видимому, лишь впоследствии. Отдельные моменты сказаний слабо связаны друг с другом. Имеется ряд противоречий. Одни сказания об Э. лишены всякого исторического значения, другие, несмотря на свой легендарный характер, имеют очень большой исторический интерес. Вообще критика считает предания об Э. за компиляцию на основании народных легенд или за отделку данных двух или более источников. Критика замечает также, что почти все события должны быть отнесены к царствованию Иорама. Однако между событиями, изложенными в II Цар., 4, 16 и 4, 18, мы должны предположить промежуток по крайней мере 7—8 лет, за которыми следует голод, опять же в течение семи лет, что не совпадает с царствованием Иорама, сидевшего на троне только 12 лет (3, 1). — Ср.: комментарии Clostermann'a, Thenius'a и Benzinger'a; истории Ewald'a, Kittel'я, и Stade; библ. словари Cheyne, Schenkel, Riehm и Vigouroux; Herzog-Hauck, Real Enc. s. v.; предисл. и введ. Driver, De Wette, Schrader, Strack, Zökler, König, Boudissin, Bleek-Wellhausen и Cornill; P. Cassel, Der Prophet Elischa, Берлин, 1860. [J. E., V, 136—138].

— 2) (השילא; в Септ. Έλισά, Έλεισαί) — сын Явана (Быт., 10, 4; I Хрон., 1, 7). Пророк Иезекиил (27, 7) говорит, что из островов Э. привозили в Тир ткани. Таргум Псевдо-Ионатана к Быт., также Пешитто к Иезек., отождествляют Э. с Элладой; Иос. Флавий ("Древн.", 1, 6, 1) говорит, что под Э. подразумеваются эоляне. В Мидраше (Beresch. r., XXXVIII, 1) объясняется סורטסולא, что, вероятно, является искажением двух слов: סלא и סוטרט; Э. отождествляется здесь с Элидой (Έλις), a Таршиш с Тартесом (см. Таршиш). Другие полагают, что Э. — Пелопоннес. Таргум к Иезек. переводит Э. אילטּיא תנידמ, т. е. (южная) Италия. В телль-эль-амарнских таблицах Alaschia означает остров Кипр. — Ср.: Aug. Dillmann, Die Genesis, 1886, 165; Gesenius-Buhl, HWB, 1900, 42 (указана новейшая литература).

А. С. К.

Раздел1.




   





Rambler's Top100