Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Юстиниан

— император Восточной, или Византийской, империи с 527 до 565 г. В своих отношениях к евреям Ю. руководился не столько политическими или дипломатическими мотивами, сколько интересами церкви. Достойна внимания злосчастная история самарян в царствование Ю. Их мятежное настроение при Зеноне оставалось таким же и при Ю. (Procopius, "De Aedificiis", V, 7, стр. 325; см. Самаритяне). В 532 г. император издал декрет, в силу которого в случае тяжбы между евреями они могли выступать свидетелями друг против друга, но не могли свидетельствовать против христиан; еретики, и в их числе самаряне, не могли выступать свидетелями даже друг против друга (Corp. Juris, I, 5, 21). "Синагоги самарян должны быть разрушены, и если они осмелятся построить новые, то они должны быть наказаны. Они не могут завещать своего имущества или назначать других наследников, кроме православных христиан (ib., I, 5, 17; ср. I, 5, 18—19). Им воспрещалось делать какие бы то ни было завещательные или дарственные распоряжения. В 551 г. епископу Сергию из Цезареи удалось добиться отмены этих тяжких законов (новелла 129). Таково же было положение евреев и самарян и во всех других отношениях. Новелла 45-я 537 г. начинается следующими словами: "Евреи, самаряне или еретики не только не должны быть освобождаемы от исполнения городских должностей под предлогом их вероисповедания, но, напротив, они обязаны нести все бремя этих должностей, не пользуясь их привилегиями". "Еретики не могут строить "spelunca" для своих еретических служений; не могут также соорудить синагоги и евреи" (новелла 131, гл. 14). В завоеванной Африке евреям не было разрешено держать y себя христианских рабов; синагоги должны были быть перестроены по образцу церквей. Ю. вмешивался также в религиозную жизнь евреев; он запрещал им праздновать Пасху, если она совпадала с христианской. Декрет императора, касающийся чтения Библии в греческом переводе, бросает известный свет на культурную историю евреев этого времени. Некоторые из евр. общин Византийской империи хотели, чтобы чтению Библии по субботам и праздникам производилось только на еврейском, другие же желали, чтобы Библия читалась и на греческом языке. Спорящие стороны обратились к посредничеству императора, который разрешил спор согласно воззрениям христианства. Сначала император увещевает евреев толковать Библию не в буквальном, a в пророческом смысле, для того чтобы они могли уверовать в Христа. Он рекомендовал им пользоваться греческим переводом Септуагинты, но позволил им пользоваться также и переводом Аквилы, который, по-видимому, предпочитался евреями. Библейские проповеди должны быть также переводимы и на другие языки, напр. на латинский в итальянских странах. В то же время он запрещает главам школ или старейшинам, называвшимся также учителями, прибегать к отлучениям за чтение Библии в переводе. Пастырям народа, кроме того, были воспрещены комментарии Торы (13-го февраля 553 года; новелла 146 — περί Εβραίων). — Преследуя еврейство, Ю., тем не менее, поддерживал личные сношения с некоторыми выдающимися представителями еврейства; из них можно назвать некоего Феодосия, пользовавшегося высоким уважением среди христиан. — Ю. не настаивал на насильственном крещении евреев; однако евр. общину в Борионе, в Африканской провинции, отстаивавшую свою автономию как против римлян, так и против вандалов, Ю. принудил креститься и превратил синагогу в церковь. Юстиниан едва упоминается в евр. памятниках. Самаряне же совсем не упоминают ο нем в своих исторических хрониках. Евр. хроники, копируя христианские источники, утверждают, что Ю. был великим и справедливым правителем и им решительно ничего не известно ο его политике по отношению к евреям. — Ср.: Corpus Juris Civilis, изд. Крюгера, Моммзена и Шеля, Берлин, 1886—95; Justiniani Novellae, изд. Zachariä von Lingenthal'я Лейпциг, 1881; Pfannmüller, Die kirchliche Gesetzgebung Justinians, стр. 30, 90, Берлин, 1902; Dihl, стр. 328, 329, Париж, 1901, Das Decret Justinians vom Jahre 553, в Allg. Zeit. des Jud., 1841, стр. 137, 171; Zunz (G. V, стр. 10; Grätz, Gesch., 3-е изд., V, 19—33. [По J. E., VII, 396—398].

Раздел5.




   





Rambler's Top100